КСК - «С ними вряд ли что-то можно сделать»...
На сегодня в Казахстане на КСК действительно нет управы. Это констатирует руководитель НПО «Алматинская общественная антимонопольная комиссия» Петр Своик. Однако правительство разработало программу, которая скоро, возможно, что-то изменит.
Нынешний закон о жилищных отношениях написан не четко. По его смыслу можно понять, что кооператив собственников квартир образуется в одном большом многоэтажном доме. Но в законе допускается и более вольная трактовка: КСК – это вообще кооператив собственников квартир. И поэтому у нас работают КСК не для одного дома, а для 10-ти, 15-ти или даже 50-ти домов. В этом и есть самая большая беда. Нет ни общего собрания на 50 домов, ни тем более контроля за председателем КСК…Поэтому давать советы о том, что делать с нынешними председателями КСК, я бы даже и не взялся. С ними вряд ли что-то можно сделать.
Слава богу, правительство разработало программу, которую демократическая оппозиция имеет возможность не критиковать, а, наоборот, поддерживать. Там главная мысль такая: теперь каждый отдельный многоквартирный дом должен быть самостоятельным КСК, получив юридическую регистрацию и став субъектом коммунальных отношений. С ним так же будут подписывать договоры поставщики услуг по электроэнергии, тепла, воды и так далее. Хотя бы по той причине, что каждый такой дом – самостоятельный инженерно-строительный комплекс.
Такой кондоминиум должен избирать свой орган правления, и не обязательно председателя, можно нанять менеджера или договориться управлять всем колхозом, устроив парламентскую республику. Законодательство предусматривает разные меры. Но важно, что теперь КСК будет органом управления не на 30 домов, а на один. А по-хорошему это управление нужно разделить по подъездам, жители каждого из которых выбирают своего представителя. А уже многоподъездный парламент этого дома может и формировать правительство, и нанимать кого-то.
Но для воплощения этой идеи в жизнь нужна не только поддержка парламента. Необходимо разработать соответствующую документацию, в том числе типовой устав нового КСК, а еще надо разъяснить людям, что это за программа. В Казахстане, кстати, более 50 тысяч, а в Алматы, в частности, более 7 тысяч домов, которые надо регистрировать. Только регистрацию надо поставить на конвейер, иначе ничего не получится.
А что касается нынешних КСК на 30-40 домов, то в них тоже есть смысл. Было бы большой глупостью, если бы каждый дом организовал 100%-ное самоуправление: сам бы содержал штат из управдома, бухгалтера, кассира, дворников, сантехников, электрика… Желательно, чтобы все эти услуги предоставляли профессиональные компании, которые смогли бы обслуживать сразу несколько десятков домов. Другой вопрос в том, что такая компания должна работать в условиях конкуренции, по договорам с отдельными домами-КСК, у которых было бы право выбора.
Так что жильцам каждого дома лучше организовываться в кондоминиумы, не дожидаясь, пока их подтолкнет к этому правительство. А самим КСК стоит срочно перепрофилироваться в указанные выше сервисные компании, помочь жильцам организовывать кондоминиумы и предлагать свои услуги на договорной основе.
Сайт газеты «Мегаполис»