"В Алматы есть случаи самовольного строительства, но ни одного – незаконного сноса", - аким города
В Алматы есть случаи самовольного захвата земель и строительства, но ни одного – незаконного сноса. Все вопросы решаются в правовом поле, заявил аким города Имангали Тасмагамбетов на традиционной встрече с руководителями республиканских и городских СМИ, прошедшей в Алматы накануне Дня казахстанской журналистики.
Если жилые дома строятся над магистральными инженерными сетями, под высоковольтными электролиниями и на месте, где запланировано возведение социальных объектов: больниц, школ, детских садов и т.д. – они будут сноситься в первую очередь, подчеркнул И. Тасмагамбетов.
При акимате Алматы создана мобильная группа, которая тщательно проверяет законность возведенных строений в различных районах города. Власти в первую очередь стоят на защите государственного земельного фонда и интересов жителей Алматы.
Проблема самозахвата родилась не сегодня. К концу 90-х годов вокруг Алматы появилось 28 стихийно застроенных поселков, присоединенных к городу. До сих пор почти во всех нет инженерных сетей водоснабжения, электроснабжения, централизованного теплоснабжения. Рассмотрев эти проблемы, в прошлом году акимат города разработал дополнение к Генплану Алматы. Была принята программа, согласно которой в течение трех лет во все эти населенные пункты будут проведены вода, свет и газ. Работа уже начата, в бюджете предусмотрены соответствующие средства, сообщил глава города.
Но захват земель продолжается. Алматы – динамично развивающийся город, сюда в поисках работы едут из всех регионов Казахстана, причем зачастую не имея для этого никакой базы. У многих "ловцов удачи" нет средств, чтобы купить или снимать сносное жилье, а квалификация и отсутствие прописки не позволяют надеяться на высокооплачиваемые должности. И не найдя других путей для решения своих жилищных проблем, они захватывают свободные на первый взгляд земли и возводят жилье, которое-то и домом назвать нельзя. Такие постройки могут рассыпаться при первом же мало-мальски сильном землетрясении. К тому же ко всем присоединенным к Алматы населенным пунктам необходима социальная инфраструктура – школы, детские сады, больницы и прочее. А это в бюджете не предусмотрено.
На самовольно захваченных территориях идет исполнение закона – и только. Незаконно возведенные строения сносятся не по чьей-то прихоти, а по решению суда. Причем до его исполнения представители акимата Алматы извещают об этом самозахватчиков. То есть все происходит в рамках закона. Правовое государство потому и называется правовым, что в нем судебные решения подлежат обязательному исполнению, говорит аким.
Ежегодно в Алматы прибывают до 40 тысяч человек, в основном молодежь. И этот поток постоянно растет. А выбывают порядка 18 тысяч. Оставшиеся, а их немало, требуют к себе внимания – работы, жилья, обеспечения других социальных благ. Эту проблему одному городу не решить. О том, почему из других областей республики люди рвутся в Алматы, должны задуматься и власти тех мест, и правительство страны, считает И. Тасмагамбетов.
Государство, которое хочет контролировать миграционные потоки, держать их в нормальном русле, должно разрабатывать специальные долгосрочные программы, обеспечивать их финансирование. Таких программ пока нет. А у города сейчас нет средств, чтобы обеспечить этих людей нормальным жильем. К тому же в Алматы есть немало горожан, также нуждающихся в жилье.
Ситуация, в которой оказались незаконные переселенцы, по-человечески понятна. У многих из них на родине нет нормальных условий жизни. Но если домостроения незаконны, то у их хозяев нет регистрации. А это – новые проблемы с работой, соцобеспечением, лечением, образованием. Не обращать внимания на стихийный приток людей, значит, загонять болезнь внутрь, рано или поздно она прорвется. Этого допускать нельзя.
Да, город мог бы узаконить домостроения самозахватчиков, но завтра Алматы захлестнет новая волна переселенцев, послезатра – еще одна и так до бесконечности. И в результате этого процесса будут страдать не только сами переселенцы, но и жители полуторамиллионного Алматы. Стихийная застройка – это мина замедленного действия, считают власти города. Но они идут на то, чтобы узаконить участки, на которых люди живут более трех лет, уже обустроены и их жилье не противоречит нормам, о которых было сказано выше. В противном случае строения будут сноситься независимо от срока давности. Закрывать глаза на угрозу здоровью и жизни людей, хотят они того или нет, преступно. Но одними сносами акимат не ограничивается. Жителям самовольно захваченных территорий предлагаются другие пути решения их проблем.
Город против самозахвата земли в принципе. Во-первых, это незаконно. Во-вторых, процесс может стать неуправляемым, что влечет угрозу социальной напряженности. Мы сносили и будем сносить незаконно возведенные строения. И это не кампанейщина, а конкретная система действий, говорит аким. Так, за 2005-2006 годы демонтировано 652 капитальных и временных сооружения. Причем борьба с самозахватчиками идет не только в присоединенных поселках, но и по всему городу. Судебными решениями сносятся и автомойки, и строящиеся магазины, и другие объекты, возведенные в обход закона.
Проблемы, которые испытывает Алматы, знакомы многим крупным городам других стран, например, соседней России. Власти южной столицы Казахстана внимательно изучают зарубежный опыт земельных отношений и берут из него самое ценное.
inform.kz