Как krisha.kz помогает малому и среднему бизнесу выйти из кризиса
Руководитель проекта krisha.kz Севиль Дарган рассказывает о мерах поддержки для риелторского бизнеса в ответ на коронакризис.
Krisha.kz — специализированная площадка и один из главных инструментов для предпринимателей в сфере продажи, покупки и аренды недвижимости всех категорий в Казахстане.
«Крышу» ежемесячно посещает более трёх миллионов человек, а по популярности она более чем в три раза опережает ближайшего конкурента.
В течение марта и апреля по поведению пользователей площадки можно было отследить реакцию рынка на пандемию и кризис, принять меры по поддержке бизнеса.
Что происходило на рынке недвижимости до и после ввода режима ЧП?
В начале марта казахстанский рынок недвижимости встряхнуло изменение курса доллара. При этом предложение на рынке продолжало стабильно расти до середины месяца, ведь весна — это традиционно прибыльный сезон в риелторском бизнесе.
Собственники и покупатели
Даже после объявления карантина более 90 % объявлений о продаже и аренде недвижимости от собственников остались активными на «Крыше». Кроме того, пользователи, заинтересованные в покупке и аренде, проявляли традиционную для высокого сезона активность. На карантине у многих наконец-то появилось время на тщательный просмотр объявлений, уточнение деталей у продавцов и планирование будущей покупки. Об этом говорит количество просмотров на каждое объявление на «Крыше».
Кризис подтолкнул продавцов резко поднять цены на недвижимость для перестраховки. В среднем за первую неделю карантина, к примеру, в Алматы квадратный метр подорожал на 30 тысяч тенге. Это также повлияло на количество сделок.
Риелторский бизнес
В середине марта обстановка для агентств недвижимости и индивидуальных предпринимателей усложнилась из-за ввода режима ЧП и ограничений на передвижение.
Профессиональные игроки стали сокращать активность на карантине, чтобы сэкономить бюджеты и переждать сложные времена. Лишь немногие крупные компании могли себе позволить играть вдолгую, вкладываться в продвижение, продолжать наращивать узнаваемость и клиентскую базу.
Они проводили онлайн-консультации, готовили документы к сделкам, пополняли базу объявлений. Эти действия помогут им быстрее вернуть былые обороты и выйти из кризиса сразу после снятия ограничений.
Рынку нужна была помощь
— Самый жёсткий период карантина и наибольшие потери в риелторском бизнесе пришлись на неделю с 30 марта по 5 апреля. Около 22 % проверенных риелторов были вынуждены приостановить свою активность. Это был в основном микро- и малый бизнес, индивидуальные предприниматели.
Мы наблюдали на рынке довольно высокий спрос, но бизнес не мог покрыть его из-за сложившейся чрезвычайной ситуации. Чтобы прийти к равновесию, необходимо было обеспечить и предложение.
Так, мы разработали и приняли решение внедрять целый пакет антикризисных мер для поддержки МСБ:
- Дали скидки до 95 % на размещение объявлений (первые 10 бесплатно), чтобы риелторы могли поддерживать активную клиентскую базу, пока обстановка не стабилизируется.
- Внедрили скидки на пакетные предложения для продвижения тем, кто продолжает работать.
- Продлили срок жизни ранее опубликованным объявлениям, чтобы они продолжали получать просмотры и звонки.
Как антикризисные меры krisha.kz повлияли на рынок недвижимости?
В первую очередь среагировали «проверенные» профессиональные игроки, то есть прошедшие проверку на krisha.kz. Объявления от них показали 82%-й рост в первую же неделю. Количество активных специалистов полностью восстановилось до докарантинного уровня, а размещающихся компаний стало на 8 % больше.
Следом мы увидели рост количества звонков от покупателей продавцам — на 60 % всего за неделю. За ним наблюдали и рост количества посещений.
По мере ослабления карантинных мер и разрешения на работу нотариусов, ЦОНов и агентств недвижимости рынок оживляется. 4 мая у krisha.kz была рекордная посещаемость с начала 2020 года, а 10 мая — рекордное количество просмотров объявлений.
Антикризисные меры показали свою эффективность. Они важны не только во время карантина, но в период выхода из сложившегося на рынке кризиса. Поэтому скидки и специальные предложения мы продлеваем до конца мая — это поможет бизнесу быстрее восстановиться.