Женщины в архитектуре: их лучшие здания
![Женщины в архитектуре: их лучшие здания](https://cf-kr.kcdn.online/content/08/94785c7f90253da7e-845main-2019zhenshchiny-v-arhitekture-ih-luchshie-zdaniya.jpg)
Назвать известных мужчин-архитекторов легко. На слуху имена Ле Корбюзье, Фрэнка Ллойда Райта, Антонио Гауди или Вальтера Гропиуса. Не так просто перечислить хотя бы нескольких женщин-архитекторов. Несмотря на то что женщин в этой сфере немало и они ломают стереотипы, добиваясь больших высот, неравенство в профессии всё ещё существует.
Ежегодный опрос «Женщины в архитектуре» (Women in Architecture) показывает: только 20 % из более 1.5 тыс. опрошенных специалистов считает, что женщины-архитекторы так же авторитетны, как их коллеги-мужчины. По данным Комитета по статистике МНЭ РК, в строительной отрасли нашей страны только 22 % работников — женщины. Средняя женская зарплата в этой сфере ниже мужской на 7 % (182 тыс. тенге против 195 тыс.). В совете Союза архитекторов Казахстана 27 членов, из них только 3 — женщины.
В честь Международного женского дня Krisha.kz рассказывает о выдающихся женщинах-архитекторах, чьи работы известны во всём мире. Своим примером они доказывают, что профессионализм не зависит от пола.
Джейн Дрю
Британская архитектор-модернист, одна из первых женщин в профессии. Проектировала социальные и общественные постройки в Британии, Африке, Индии и Иране. Из-за географии работ стиль Джейн Дрю ещё называют тропическим модернизмом. Вместе с мужем и коллегой Максвеллом Фраем она создала комплекс зданий в индийском городе Чандигархе под руководством Ле Корбюзье и благодаря этому обрела известность. В 1946 году архитектор основала фирму «Фрай, Дрю и партнёры».
Дрю подходила к проектированию с антропологическим интересом, думая в первую очередь об удобстве людей. Она участвовала в создании Института современного искусства в Лондоне (1964), школы для глухих детей в Херн-Хилле (1968), Открытого университета в Милтон-Кинсе (1969–1977).
C 1998 года журнал Architects’ награждает премией имени Джейн Дрю женщин-архитекторов, способствующих развитию роли женщин в профессии.
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/9e/5065c7f88b6d2b0a-942-1-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/3c/5065c7f88c0836fa-952-2-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/3c/5065c7f88c0a6874-952-3-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/3c/5065c7f88c0cb6e8-952-4-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/3c/5065c7f88c0eb0bc-952-5-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/5e/5065c7f88c11262b-953-6-400x300.jpg)
Норма Меррик Скларек
Первая темнокожая женщина-архитектор. Писательница Анна Льюис даже назвала её Розой Паркс архитектуры. Норма Скларек получила степень бакалавра в Колумбийском университете, но работу нашла с трудом. Когда она стала сотрудничать с крупными фирмами, имя Нормы даже не указывали среди авторов проекта. Роль играл её гендер и цвет кожи.
И всё же, несмотря на преграды, талантливая и упорная Скларек поднялась по карьерной лестнице и стала директором компании Gruen Associates. Она спроектировала здание американского посольства в Токио, центр дизайна Pacific, Fox Plaza в Сан-Франциско и Terminal One в международном аэропорту Лос-Анджелеса. В 1980 году Норма Меррик Скларек стала первой афроамериканкой, удостоенной членства в Американском институте архитекторов (AIA).
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/3c/5085c7f8a8d1eba6-413-2-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/3c/5085c7f8a8d4a141-413-2_2-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/3c/5085c7f8a8d66681-413-3-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/3c/5085c7f8a8d86fc0-413-4-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/3c/5085c7f8a8da89a0-413-5-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/3c/5085c7f8a8dc86ce-413-6-400x300.jpg)
Заха Хадид
Она создавала футуристичные, «инопланетные» здания, отходя от общепринятой геометрии. Её фирменная черта — использование искажённой перспективы, благодаря чему острые углы и ломаные линии построек становятся более заметными. Преподаватель Захи, голландский архитектор Рем Колхас, называл её «планетой на собственной орбите» за неповторимый стиль и необычное видение мира.
В 11 лет Хадид побывала на международной архитектурной выставке и поняла, кем хотела бы стать. В 1972 году она поступила в архитектурную школу в Лондоне и осталась жить в этом городе. В 1980-м открыла своё бюро Zaha Hadid Architects. Широкую известность Заха получила в 1999 году после строительства Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати.
Сама Хадид часто говорила о неравенстве в профессии: «Это серьёзная проблема, в которой виноваты не только мужчины, но и женщины. Им не хватает уверенности в себе и смелости продавливать свои идеи. Чтобы добиться признания, мне всегда приходилось делать всё в десять раз лучше».
В 1994 году Хадид получила премию имени Миса ван дер Роэ, одну из самых престижных европейских архитектурных наград. В 2004-м стала первой женщиной, которую наградили Притцкеровской премией, самой значимой наградой в области архитектуры. В 2012-м получила премию имени Джейн Дрю за борьбу со «стеклянным потолком» в карьере.
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/be/5105c7f8b0b3c6a8-539-aha-adid_portrait_dezeen_sq-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/75/5105c7f8b0a8cf7c-538-2-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/75/5105c7f8b0ab2915-538-3-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/75/5105c7f8b0acf9a7-538-4-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/75/5105c7f8b0aef9cb-538-5-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/be/5105c7f8b0b1c912-539-6-400x300.jpg)
Кадзуё Сэдзима
Работы Кадзуё Сэдзимы отличаются плавностью линий, обилием зеркальных поверхностей, благодаря которым здания почти сливаются с окружающим ландшафтом, повторяя его цвета и формы. Жюри Притцкеровской премии, награждая Кадзуё и её партнёра Рюэ Нисидзаву, отметило кажущуюся простоту их построек.
Японский минимализм в творчестве Сэдзимы органично сочетается с полупрозрачными материалами и воздушными формами.
Кадзуё Сэдзима изучала архитектуру в частном женском университете Нихон Дзёси Дайгаку. С 1981 года она работала в бюро архитектора Тоё Ито. В 1987-м открыла бюро Kazuyo Sejima & Partner. Вместе с партнёром Рюэ Нисидзавой уже 24 года возглавляет архитектурную фирму SANAA в Токио.
В 2005 году Кадзуё Сэдзима получила премию Рольфа Шока Шведской королевской академии искусств. В 2010-м она стала первой женщиной, возглавившей жюри Венецианской биеннале в категории «Архитектура». В том же году удостоена Притцкеровской премии. Она также почётный доктор Оксфордского университета и иностранный почётный член Американской академии искусств и литературы.
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/22/5125c7f8bd5130cf-741-84801995844008fe1759d3fe2b42e84f-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/1f/5125c7f8bd462238-740-2-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/1f/5125c7f8bd48650b-740-3-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/1f/5125c7f8bd4a9ef5-740-4-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/1f/5125c7f8bd4cb17d-740-5-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/1f/5125c7f8bd4e5511-740-6-400x300.jpg)
Элизабет Диллер
Соосновательница архитектурного бюро Diller Scofidio + Renfro. Работа бюро охватывает не только архитектуру, но и дизайн городской среды. Один из самых интересных проектов Диллер — 1.5-километровый парк High Line на Манхэттене, расположенный на заброшенных железнодорожных путях.
В 2015 году Диллер с мужем Рикардо Скофидио спроектировали музей современного искусства The Broad в Лос-Анджелесе. Также по их проекту построен новый медицинский образовательный центр Колумбийского университета. Бюро Элизабет Диллер работало и в СНГ. Под её руководством спроектирован и построен московский парк «Зарядье».
Миллиардер и филантроп Илай Броуд, заказчик музея The Broad, отзывается о творчестве Диллер так: «Она может превратить метафору в кирпич и строительный раствор. Возможно, из-за того что Элизабет — женщина в преимущественно мужской профессии или из-за того, что изначально она была концептуальным художником. Она видит возможности там, где другие видят проблемы. Она может делать невозможное».
В прошлом году Диллер вошла в список самых влиятельных людей мира по версии журнала Time и стала единственным архитектором в этом списке. В январе архитектор получила премию имени Джейн Дрю за инновационный, междисциплинарный и вдохновляющий подход к профессии.
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/e3/5145c7f8ddbb56fa-259-big_lizabeth_iller_1-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/62/5145c7f8ddaec95f-258-2-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/e3/5145c7f8ddb30951-259-3-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/e3/5145c7f8ddb510ae-259-4-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/e3/5145c7f8ddb74e59-259-5-400x300.jpg)
![](https://krisha-photos.kcdn.online/content/e3/5145c7f8ddb945a8-259-6-400x300.jpg)
Дорогие женщины! Редакция Krisha.kz поздравляет вас с Международным женским днём. Будьте счастливы, занимаясь любимым делом, следуйте за своими мечтами и преодолевайте все преграды. Верьте в себя и свои силы!