Женщины в архитектуре: их лучшие здания

Статьи: Женщины в архитектуре: их лучшие здания
Автор: Виктория Русакова | Фото: etk-fashion.com

Назвать известных мужчин-архитекторов легко. На слуху имена Ле Корбюзье, Фрэнка Ллойда Райта, Антонио Гауди или Вальтера Гропиуса. Не так просто перечислить хотя бы нескольких женщин-архитекторов. Несмотря на то что женщин в этой сфере немало и они ломают стереотипы, добиваясь больших высот, неравенство в профессии всё ещё существует.

Ежегодный опрос «Женщины в архитектуре» (Women in Architecture) показывает: только 20 % из более 1.5 тыс. опрошенных специалистов считает, что женщины-архитекторы так же авторитетны, как их коллеги-мужчины. По данным Комитета по статистике МНЭ РК, в строительной отрасли нашей страны только 22 % работников — женщины. Средняя женская зарплата в этой сфере ниже мужской на 7 % (182 тыс. тенге против 195 тыс.). В совете Союза архитекторов Казахстана 27 членов, из них только 3 — женщины.

В честь Международного женского дня Krisha.kz рассказывает о выдающихся женщинах-архитекторах, чьи работы известны во всём мире. Своим примером они доказывают, что профессионализм не зависит от пола.

Джейн Дрю

Британская архитектор-модернист, одна из первых женщин в профессии. Проектировала социальные и общественные постройки в Британии, Африке, Индии и Иране. Из-за географии работ стиль Джейн Дрю ещё называют тропическим модернизмом. Вместе с мужем и коллегой Максвеллом Фраем она создала комплекс зданий в индийском городе Чандигархе под руководством Ле Корбюзье и благодаря этому обрела известность. В 1946 году архитектор основала фирму «Фрай, Дрю и партнёры».

Дрю подходила к проектированию с антропологическим интересом, думая в первую очередь об удобстве людей. Она участвовала в создании Института современного искусства в Лондоне (1964), школы для глухих детей в Херн-Хилле (1968), Открытого университета в Милтон-Кинсе (1969–1977).

C 1998 года журнал Architects’ награждает премией имени Джейн Дрю женщин-архитекторов, способствующих развитию роли женщин в профессии.

Норма Меррик Скларек

Первая темнокожая женщина-архитектор. Писательница Анна Льюис даже назвала её Розой Паркс архитектуры. Норма Скларек получила степень бакалавра в Колумбийском университете, но работу нашла с трудом. Когда она стала сотрудничать с крупными фирмами, имя Нормы даже не указывали среди авторов проекта. Роль играл её гендер и цвет кожи.

И всё же, несмотря на преграды, талантливая и упорная Скларек поднялась по карьерной лестнице и стала директором компании Gruen Associates. Она спроектировала здание американского посольства в Токио, центр дизайна Pacific, Fox Plaza в Сан-Франциско и Terminal One в международном аэропорту Лос-Анджелеса. В 1980 году Норма Меррик Скларек стала первой афроамериканкой, удостоенной членства в Американском институте архитекторов (AIA).

Заха Хадид

Она создавала футуристичные, «инопланетные» здания, отходя от общепринятой геометрии. Её фирменная черта — использование искажённой перспективы, благодаря чему острые углы и ломаные линии построек становятся более заметными. Преподаватель Захи, голландский архитектор Рем Колхас, называл её «планетой на собственной орбите» за неповторимый стиль и необычное видение мира.

В 11 лет Хадид побывала на международной архитектурной выставке и поняла, кем хотела бы стать. В 1972 году она поступила в архитектурную школу в Лондоне и осталась жить в этом городе. В 1980-м открыла своё бюро Zaha Hadid Architects. Широкую известность Заха получила в 1999 году после строительства Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати.

Сама Хадид часто говорила о неравенстве в профессии: «Это серьёзная проблема, в которой виноваты не только мужчины, но и женщины. Им не хватает уверенности в себе и смелости продавливать свои идеи. Чтобы добиться признания, мне всегда приходилось делать всё в десять раз лучше».

В 1994 году Хадид получила премию имени Миса ван дер Роэ, одну из самых престижных европейских архитектурных наград. В 2004-м стала первой женщиной, которую наградили Притцкеровской премией, самой значимой наградой в области архитектуры. В 2012-м получила премию имени Джейн Дрю за борьбу со «стеклянным потолком» в карьере.

Кадзуё Сэдзима

Работы Кадзуё Сэдзимы отличаются плавностью линий, обилием зеркальных поверхностей, благодаря которым здания почти сливаются с окружающим ландшафтом, повторяя его цвета и формы. Жюри Притцкеровской премии, награждая Кадзуё и её партнёра Рюэ Нисидзаву, отметило кажущуюся простоту их построек.
Японский минимализм в творчестве Сэдзимы органично сочетается с полупрозрачными материалами и воздушными формами.

Кадзуё Сэдзима изучала архитектуру в частном женском университете Нихон Дзёси Дайгаку. С 1981 года она работала в бюро архитектора Тоё Ито. В 1987-м открыла бюро Kazuyo Sejima & Partner. Вместе с партнёром Рюэ Нисидзавой уже 24 года возглавляет архитектурную фирму SANAA в Токио.

В 2005 году Кадзуё Сэдзима получила премию Рольфа Шока Шведской королевской академии искусств. В 2010-м она стала первой женщиной, возглавившей жюри Венецианской биеннале в категории «Архитектура». В том же году удостоена Притцкеровской премии. Она также почётный доктор Оксфордского университета и иностранный почётный член Американской академии искусств и литературы.

Элизабет Диллер

Соосновательница архитектурного бюро Diller Scofidio + Renfro. Работа бюро охватывает не только архитектуру, но и дизайн городской среды. Один из самых интересных проектов Диллер — 1.5-километровый парк High Line на Манхэттене, расположенный на заброшенных железнодорожных путях.

В 2015 году Диллер с мужем Рикардо Скофидио спроектировали музей современного искусства The Broad в Лос-Анджелесе. Также по их проекту построен новый медицинский образовательный центр Колумбийского университета. Бюро Элизабет Диллер работало и в СНГ. Под её руководством спроектирован и построен московский парк «Зарядье».

Миллиардер и филантроп Илай Броуд, заказчик музея The Broad, отзывается о творчестве Диллер так: «Она может превратить метафору в кирпич и строительный раствор. Возможно, из-за того что Элизабет — женщина в преимущественно мужской профессии или из-за того, что изначально она была концептуальным художником. Она видит возможности там, где другие видят проблемы. Она может делать невозможное».

В прошлом году Диллер вошла в список самых влиятельных людей мира по версии журнала Time и стала единственным архитектором в этом списке. В январе архитектор получила премию имени Джейн Дрю за инновационный, междисциплинарный и вдохновляющий подход к профессии.

Дорогие женщины! Редакция Krisha.kz поздравляет вас с Международным женским днём. Будьте счастливы, занимаясь любимым делом, следуйте за своими мечтами и преодолевайте все преграды. Верьте в себя и свои силы!



Опубликовано 7 марта 2019 2226 просмотров Добавить комментарий



Читайте «Крышу» где удобно!

youtube facebook instagram vk
x