Закат «Южного», или Кому мешают гаражи в центре столицы

Статьи: Закат «Южного», или Кому мешают гаражи в центре столицы
Автор: Сергей Моисеев | Фото: Сергей Моисеев

Два гаражных кооператива — «Южный» и «Рассвет» — когда-то были на окраине Целинограда, но за двадцать лет город вырос, и теперь это центр столицы. Четыре тысячи гаражей занимают лакомый кусок земли, сравнимый с половиной площади бульвара Нуржол. От Акорды их отделяют всего полтора километра, две трети из которых — это парк и река.

С трёх сторон участка располагаются дорогие жилые комплексы. В ЖК Alanda и Akbulak Hills квадратный метр стоит около 500 000 тг. В соседнем ЖК Pioneer — свыше 800 000 тг. В ЖК «7Я» — более 300 тысяч. Квадрат в строящемся на участке кооператива ЖК «Алтын Булак» пока продают по 190 000 тг.

Как исчезают гаражи

Гаражный кооператив обнесён пятиметровым стальным забором. Со стороны пр. Тауелсиздик его украшают баннеры с символикой EXPO. Забор — это всё, что отделяет цивилизованный мир от района, где понятие частная собственность так же иллюзорно, как и неизбежность торжества правосудия.

За забором творятся странные вещи. Здесь бесследно исчезают металлические ворота, плиты перекрытия и даже целые гаражи. Поруганные строения стыдливо зияют обнажёнными дырами, из которых вываливаются удочки, лопаты, спальные мешки и прочая утварь. Во тьме иных поблёскивают фарами автомобили.

Только с начала марта ворот и частично плит перекрытий лишились 68 гаражей. Этот факт задокументирован потому, что полиции удалось поймать двух грабителей. По данным пресс-службы столичного ДВД, злоумышленники прибыли в столицу из Павлодарской области и ВКО. Даже если ограничиться 20 эпизодами, в которых сознались подозреваемые, получается, что они должны были разбирать и вывозить едва ли не по одному гаражу в день.

Нетрудно заметить, что взлом и грабежи процветали здесь и раньше. У огромного количества гаражей нет ворот. Перед большинством руин как минимум сугробы снега.

Другие гаражи целые, но это лишь с виду. Предприимчивые грабители приспособились пробивать заднюю стену либо разбирать кирпичную кладку под плитами, чтобы проникнуть внутрь. Забравшись в один гараж, преступники попадали в безопасное пространство, после чего начинали крушить смежные стены до конца ряда. И таких туннелей полно.

Возникает вопрос: как незаметно вывезти шестиметровые плиты и листы металла размером с балкон с огороженной территории с единственным въездом и действующим КПП? Ответ прост: забор и пункт охраны принадлежат строительной компании, которая возводит жилой комплекс «Алтын Булак». Собственно, ряд гаражей со свежесрезанными воротами находится хоть и за углом, но в двадцати метрах от бытовок строителей.

По словам представителей ЖСК, компания присматривает за ещё не выкупленными гаражами. Впрочем, охранник, которого мы обнаружили на посту, объяснил ситуацию проще: «Моё дело технику и стройматериалы охранять. Мне два раза влетело нехило, больше туда не лезу ».

Немного предыстории

Кооператив остался без охраны и электричества около десяти лет назад. Ещё до кризиса 2008 года строительная компания «Инкада» снесла часть гаражей, намереваясь возвести на их месте жилой комплекс. Правда, из-за невероятного стечения обстоятельств в правлении кооператива случился пожар, который уничтожил все документы, а само здание скоропостижно снесли. Немногим позже в обществах отключили электричество и гаражи перестали охранять. За дело взялись мародёры...

Сегодня территория «Рассвета» и «Южного» разбита на участки, отведённые для строительства нескольким строительным компаниям. Самые крупные достались ЖСК «Жас Отау 2007» (возводят ЖК «Алтын Булак») и ТОО «Комплект Фонд — 2011». Оставшиеся, вероятно, уйдут под госнужды. Собственники считают, что к моменту официального сноса демонтировать будет нечего. Их опасения не напрасны, в новейшей истории Астаны достаточно таких примеров.

Цена вопроса

Основная масса владельцев и не планирует использовать гаражи по прямому назначению. Большинство готово расстаться с артефактом хоть сегодня, но за адекватную компенсацию. Винить в этом людей нельзя, таковы правила рыночной экономики, по крайней мере на рекламных плакатах. На деле же работают другие рыночные законы.

К примеру, пока изумлённые гаражевладельцы наблюдали, как растут стены жилого комплекса «Алтын Булак», в горархитектуре им отвечали, что застройщика на их участке нет.

— Компания производит выкуп гаражей поочерёдно, сначала для строительства первой очереди комплекса, потом для второй. В процессе стройки бывает, что перекрыли кому-то доступ в гараж, но стоит собственнику обратиться в ЖСК, проезд ему восстановят, — уверяет юрист ЖСК «Жас Отау 2007» Надежда Безрукова.

Данное заявление выглядит удивительным на фоне бетоносмесительного комплекса, который компания возвела на территории гаражного общества. Железобетонная опора конвейерной ленты надёжно перекрывает доступ в один из гаражей, при этом с собственником её установку никто не согласовал.

Ещё интереснее выглядит ряд гаражей под номерами с 10-го по 20-й. В метре от ворот находится свайное поле, благодаря чему поставить машину в гараж, а хуже того, выгнать её наружу, просто невозможно. Интересен тот факт, что сваи появились там осенью 2016 года, а уведомление о сносе, грамотно, но незаконно написанное в ультимативной форме, владельцам отправили в феврале 2017-го.

По словам юриста ЖСК, компания готова выкупить гаражи по цене от 1.3 до 2.5 млн тенге. Но даже максимальная планка многих собственников не устраивает. За эти деньги на постепенно схлопывающемся и не самом оживлённом рынке Астаны хороший гараж купить невозможно. Люди просят в два-три раза больше. Тем временем пайщики ЖСК «Жас Отау 2007» обвиняют гаражевладельцев в непомерной жадности, дескать, если бы не ваши аппетиты, объект строился бы быстрее.

Как бы ни были сложны переговоры собственников с компанией «Жас Отау 2007», в их ситуации хотя бы на горизонте маячат какие-то сроки. Владельцам гаражей, которые будет сносить ТОО «Комплект Фонд — 2011», остаётся только ждать.

Ещё хуже могут обстоять дела у тех, чьи гаражи снесут для государственных надобностей. Особенности законодательства таковы, что в этом случае акимат подаёт в суд на не согласных с размером компенсации. Ладно бы речь шла о непомерных амбициях владельцев, но нет. К примеру, на подобном заседании в конце 2016 года юристы истца всерьёз просили суд назначить компенсацию в сумме 55 000 тенге, поскольку за такую цену нынешний собственник приобрёл гараж в 1998 году. Правда, суд встал на сторону ответчика и назначил компенсацию согласно рыночной оценке.

Владельцы гаражей не сидят сложа руки. Инициативная группа создала чат в WhatsApp, в котором уже более 300 собственников. Люди делятся информацией о нюансах оформления документов, мониторят состояние гаражей и рассчитывают добиться решения своих проблем от властей и правоохранительных органов.

С согласия инициативной группы мы публикуем контакты администратора чата. Если вы являетесь собственником гаража в кооперативе или знаете таковых, можете связаться с Натальей Гресь по телефону +7 707 849 16 17.



Опубликовано 3 апреля 2017 3727 просмотров 14 комментариев