В Алматы исчезают знаковые здания. Как спасти центр города?

Статьи: В Алматы исчезают знаковые здания. Как спасти центр города?
Автор: | Фото: krisha.kz

Из года в год Алматы становится своеобразным полем боя между властями, бизнесом и горожанами. Причина — неудачная реконструкция, разрушение или снос памятников архитектуры. В настоящее время из более тысячи когда-то выявленных в Казахстане объектов (в том числе курганы, монументы и др.) в государственном списке числится порядка 150!

«Крыша» расспросила экспертов о том, почему это происходит, в чём причина и как можно исправить ситуацию.

Вакханалия в культуре и умах

Баян Туякбаева

кандидат архитектуры, заслуженный архитектор Казахской ССР, член-корреспондент Международной академии архитектуры стран Востока, культуролог, археолог

— Отмечу, что первый в суверенном Казахстане закон об охране памятников истории был ратифицирован в 1992 году. Тогда в список входило более 1 300 объектов. Однако, начиная с февраля 1996 года, в этот закон стали вносить поправки, которых сейчас насчитывается уже более 200. В настоящее время, считаю, закон фактически преобразован в документ по распродаже памятников истории. По этому поводу я даже обращалась в сенат парламента. Однако пока безрезультатно.

Если говорить об Алматы, то нужно понимать, что это вообще наднациональная ценность. Сократ когда-то сказал: «Невежество подобно злу». Иными словами нельзя объяснить ту вакханалию, которая творится сейчас. Вопрос архитектуры — это вопрос нравственности.

По информации управления культуры Алматы, из 136 памятников в городе архитектурными являются 82 объекта. При этом 35 % из них находится в частной собственности, остальными владеет государство. Частными они стали в 90-х годах. Для контроля за их деятельностью власти опираются на закон «Об охpане и использовании объектов истоpико-культуpного наследия», Кодекс об административных нарушениях и Уголовный кодекс РК.

Лейла Рахимжанова

архитектор, исследователь

— Мы сегодня являемся свидетелями кощунственного отношения к городу: разрушаются архитектурные памятники, ухудшается экологическая атмосфера плотной застройкой, вырубаются зелёные насаждения, нарушаются градостроительные нормы и многое другое. И за всем этим стоит сиюминутная выгода некоторых заинтересованных лиц, лишённых патриотических чувств к Алматы, стране и её истории. А иначе для чего в своё время был ликвидирован государственный орган охраны памятников — Департамент историко-культурного наследия МК РК, объединявший в советское время более пятидесяти научных, инспекционных и реставрационных учреждений? После этого процесс уничтожения исторических корней стал набирать небывалые обороты.

Адиль Ажиев

архитектор, руководитель проекта Archcode Almaty

— В настоящее время слабость законов и регулирования вопросов, касающихся сохранности архитектурных памятников, дают волю частному бизнесу самостоятельно принимать решения о сносе или реконструкции здания. Им гораздо дешевле заплатить штраф, чем проходить все процедуры и утверждения. Закон неэффективно защищает право людей на культурное наследие.

Мне кажется, что бизнес у нас ещё не дошёл до понимания важности сохранения архитектурного наследия. Пока предприниматели не видят связи между привлекательностью для горожан и туристов и экономической выгодой. Однако на примере зарубежных городов видно, что памятники могут приносить гораздо больше прибыли при грамотном планировании и постоянной работе по улучшению городской среды.


Гостиница «Казахстан» (пр. Достык, 52/2)

Только за последние пять лет по причине утери историко-культурной ценности из списка памятников Алматы были исключены такие объекты, как:
— Республиканский дом политпросвещения (проспект Достык, 85);
— бывшая гостиница «Жетысу» (проспект Абылай хана, 55);
— здание городского аэровокзала (улица Жибек жолы, 111);
— комплекс зданий на площади Республики.

Реконструкция — орудие зла?

Сегодня даже если здание имеет историко-культурный статус, это не спасает его от изменений. Первая причина — естественное физическое разрушение, происходящее из-за невыполнения своих обязанностей собственниками.

По закону они могут владеть зданием, распоряжаться им, но не уничтожать. Должны проводить реконструкцию и ремонт объекта. Все эти моменты оговариваются в специальном охранном обязательстве, которое акимат заключает с владельцем. За его нарушение он может быть наказан штрафом: для физлиц — 10 МРП, для должностных лиц, субъектов малого предпринимательства — 50 МРП, среднего — 100 МРП, крупного — 200 МРП с приостановлением производимых работ.

Умышленное уничтожение или повреждение наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет (в случаях с тяжкими последствиями и мотивами — от 5 до 12 лет).

Вторая причина в том, что в Алматы присутствует абсолютно непродуманная реконструкция зданий. При этом чаще всего за восстановительными работами скрывается снос. В качестве примеров неудачной реконструкции эксперты называют Дворец Республики, Дворец спорта им. Балуана Шолака, Республиканский театр кукол.

— В 80-е годы слава о Дворце Республики, тогда он назывался Дворцом Ленина, гремела на весь мир. Он попал в один из самых популярных журналов мира L’architecture d’Аujourd’hui, который в нашей стране не распространялся. Можно сказать, это был Парфенон (памятник античной архитектуры, древнегреческий храм. — Прим. ред.) XX века. В нём отразилось творчество таких корифеев архитектуры, как Ле Корбюзье и Кэндзо Тангэ. Но из-за реконструкции мы потеряли этот уникальный шедевр. Известно, что Парфенон взорвали турки, а в нашем же случае мы уничтожили его сами.


Дворец Республики (пр. Достык, 56)

    Что касается Театра кукол, то его снесли, ссылаясь на то, что там прогнили все конструкции, хотя в заключении КазНИИСа говорилось, что можно оставить основную часть.



Государственный театр кукол (ул. Пушкина, 63)

    Исключением является реконструкция здания Военного собрания, которая проведена действительно хорошо, но она производилась ещё в советское время, когда грамотности реставрационных работ уделялось большое значение.
    Снесли Дом пионеров на улице Кабанбай батыра, а это был центр развития детей. В сердце города должны проводиться только ограниченные мероприятия, например реконструкция существующих зданий. Если и есть место для застройки, то новый объект должен сочетаться с существующей архитектурой. У нас уже есть здание на пересечении пр. Абылай хана и ул. Кабанбай батыра, которое совершенно не вписывается в архитектуру. Уйгурский театр облицевали дешёвыми материалами, а это здание эпохи конструктивизма, и его нельзя было трогать,
 — рассказала Лейла Рахимжанова.


Государственный Республиканский уйгурский театр музыкальной комедии им. К. Кужамьярова (ул. Наурызбай батыра, 83)

Сегодня активно обсуждаются проекты реконструкции зданий Национальной библиотеки, возле которой хотят построить коммерческие и высотные жилые здания, и Центрального стадиона. В последнем, к слову, намерены убрать беговые дорожки и увеличить за счёт этого количество зрительских мест. Пока ни один из проектов не утверждён, но затравки хватило для возмущения умов.


Национальная библиотека РК (пр. Абая, 14)

Что с Алматы? Мы его теряем, господа!

Сегодня алматинцы с сожалением наблюдают непрезентабельный вид зданий фаст-фуда и торговых площадей, появляющихся на месте пусть не архитектурных памятников, но когда-то любимых знаковых зданий. Так было со зданием на Желтоксан, 115, а также в Лету канувшими кинотеатрами «Алатау», «Байконур».

— Зачастую при сносе исторически ценного для городской среды здания оперируют тем, что оно не в списке памятников архитектуры. Но и не надо, чтобы оно было в списке. Историческая среда города состоит не только из зданий, внесённых в Реестр объектов культурного наследия. Она включает в себя архитектурно-планировочную атмосферу города. По мировым канонам в городскую среду, кроме архитектурно-исторических зданий, входит и рядовая застройка, которую нужно беречь.
    Согласно международному законодательству, в историческом поселении государственной охране подлежат не только памятники архитектуры, истории и культуры, но все базовые составляющие: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, культурный слой, соотношение различных городских пространств, объёмно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие и многое другое.
    Историческое ядро Алматы представляет собой уникальный памятник градостроительного искусства, начиная с эпохи бронзы и до наших дней. Согласно конвенции ЮНЕСКО от 06.11.1976 г. и решению НМС МК СССР от 03.01.1982 г., он относится к международной категории охраны! Почему современные градоначальники не изучают эти документы? Кстати, у нас из списка охраняемых памятников архитектуры убрали поселение бронзового века в Бутаковке — Бутакты-1. Весь мир дорожит древними поселениями, а у нас продают под коттеджи. Уму непостижимо! Алматы — это единственный город, который находится в сакральной зоне древних ариев, скифов и саков, —
возмущается Рахимжанова.

По её мнению, строящаяся высотка на месте здания Госплана на ул. Желтоксан, 115 нарушает градостроительные нормы по сейсмике, потому что не вписывается в карту жёлтых линий, а также по экологии, препятствуя горно-долинной циркуляции и увеличивая транспортные потоки.


Строящийся объект на месте бывшего здания Госплана (ул. Желтоксан, 115)

Совсем иначе, как отмечают архитекторы, подходили к проектированию и строительству в советский период.
— Знаете, как было в советский период? Присланные из Санкт-Петербурга архитекторы Щусев, Простаков, Гинзбург, прежде чем приступить к проектированию Алматы, в первые три года вместе с нашими архитекторами Басеновым, Мендекуловым, Бапишевым организовывали экспедиции по Казахстану. Они ездили и проводили исследования культурного наследия.
    Советский ампир, или, как его ещё называют, сталинский (здание Театра оперы и балета им. Абая, комплекс Академии наук и другие. — Прим. ред.), возник в результате этого симбиоза классических и национальных форм архитектуры. То есть на стыке нескольких цивилизаций был рождён совершенно новый, удивительный стиль. И всё это сносится сегодня. В основе этого лежит невежество. Но у нас люди противостоят, значит, мыслят,— рассказала Туякбаева.



Театр оперы и балета им. Абая (ул. Кабанбай батыра, 110)

Она прокомментировала и повальное «увлечение» властей Западом и его идеями:
— Иностранные специалисты ни за что не отвечают здесь. Им, по сути, всё равно. Со своими же спорить трудно. Поэтому власти приглашают их.

Общественность планам бизнеса не помеха?

Возможно, когда-нибудь этот вопрос исправят на обратное по смыслу утверждение. Сегодня же представители общественных организаций отмечают, что в большинстве случаев к ним никто не прислушивается. А удачные случаи отстаивания зданий можно пересчитать по пальцам.

Абай Ерекенов

организатор общественной организации «Защитим Алматы»

— Сегодня большая проблема в том, что акимат не выносит на суд общественности решения, касающиеся зданий города. Единственный способ борьбы с этим — провести общественные слушания, чтобы запретить уплотняющую застройку в историческом центре. Для этого мы собираем подписи горожан.

Также эксперты выдвигают свои предложения.

— Непонятно, почему трогают исторический центр города, тогда как у нас очень много пустырей и ветхого строения, например на проспекте Гагарина. И вообще надо развивать пригород, строить города-спутники. Например, за рубежом даунтаун — центральную часть города — никто не трогает, хотя в список охраняемых памятников обычная застройка у них не включена. Там могут отменить решение о сносе или изменении облика здания, если люди высказываются против такого решения. У нас же мнением общественности пренебрегают, забывая, что город прежде всего принадлежит людям, которые в нём живут, а не временщикам, — пояснила Лейла Рахимжанова.

Наталья Ливинская

директор Центра урбанистики Алматы

— В ближайшие месяцы по поручению акима Бауыржана Байбека в Алматы начнётся подготовка к пилотному проекту по ремонту фасадов зданий. Сейчас мы разрабатываем подходы и правила вместе с командой проекта «Архкод Алматы». Причём намерены обратиться за помощью и к общественности города, чтобы горожане сами помогли определить, какие здания требуют помощи в первую очередь. Мы не хотим ограничиваться только памятниками архитектуры. Ведь в Алматы много других значимых зданий.

Багиля Ахатова

профессор, доктор филологических наук, директор Казахстанской коммуникативной ассоциации

— Наша ассоциация занимается созданием народной карты культовых мест г. Алматы, куда путём голосования будут внесены культовые места города. Сегодня мы работаем над тем, чтобы сделать карту интерактивной, мультиязычной и прикладной, с комментариями, личными историями, связанными с конкретными местами. Работаем над вопросами финансирования. Эта задача не из лёгких, поскольку мы не бизнес-структура.

Вообще считаю, нужно наложить табу на строительство в центральной части города для того, чтобы сохранить его, ведь каждая улица и каждое здание связаны с этапами становления и развития города и страны в целом. Также надо запретить вносить изменения в фасад зданий, ведь нередко мегаполис напоминает большой базар: первые этажи, часто занятые под кафе, магазины, клиники и т. п., нарушают архитектурный ландшафт из-за разнообразия оформления, часто безвкусного. Не надо в этом вопросе что-либо придумывать. Примеров бережного отношения к городской истории множество, и это всегда вызывает уважение. Например, относятся же с пиететом к старинным зданиям в Европе: в Лондоне даже нельзя менять металлические оконные рамы XVII-XVIII вв. устаревшей конструкции в старинных домах, фасадом выходящих на улицу.

Также наша ассоциация предлагает установить около каждого знакового места табличку с надписью «Культовое место. Находится под охраной г. Алматы». Надо создать реестр таких мест. Конечно, работа должна вестись совместно с акиматом.

Надеемся, что реализация дальнейших планов будет идти в сотрудничестве властей с алматинцами и в результате мы не потеряем больше ни одного здания.



Опубликовано 23 июня 2017 35 комментариев