В Алматы исчезают знаковые здания. Как спасти центр города?
Из года в год Алматы становится своеобразным полем боя между властями, бизнесом и горожанами. Причина — неудачная реконструкция, разрушение или снос памятников архитектуры. В настоящее время из более тысячи когда-то выявленных в Казахстане объектов (в том числе курганы, монументы и др.) в государственном списке числится порядка 150!
«Крыша» расспросила экспертов о том, почему это происходит, в чём причина и как можно исправить ситуацию.
Вакханалия в культуре и умах
Баян Туякбаева
кандидат архитектуры, заслуженный архитектор Казахской ССР, член-корреспондент Международной академии архитектуры стран Востока, культуролог, археолог— Отмечу, что первый в суверенном Казахстане закон об охране памятников истории был ратифицирован в 1992 году. Тогда в список входило более 1 300 объектов. Однако, начиная с февраля 1996 года, в этот закон стали вносить поправки, которых сейчас насчитывается уже более 200. В настоящее время, считаю, закон фактически преобразован в документ по распродаже памятников истории. По этому поводу я даже обращалась в сенат парламента. Однако пока безрезультатно.
Если говорить об Алматы, то нужно понимать, что это вообще наднациональная ценность. Сократ когда-то сказал: «Невежество подобно злу». Иными словами нельзя объяснить ту вакханалию, которая творится сейчас. Вопрос архитектуры — это вопрос нравственности.
По информации управления культуры Алматы, из 136 памятников в городе архитектурными являются 82 объекта. При этом 35 % из них находится в частной собственности, остальными владеет государство. Частными они стали в 90-х годах. Для контроля за их деятельностью власти опираются на закон «Об охpане и использовании объектов истоpико-культуpного наследия», Кодекс об административных нарушениях и Уголовный кодекс РК.
Лейла Рахимжанова
архитектор, исследователь— Мы сегодня являемся свидетелями кощунственного отношения к городу: разрушаются архитектурные памятники, ухудшается экологическая атмосфера плотной застройкой, вырубаются зелёные насаждения, нарушаются градостроительные нормы и многое другое. И за всем этим стоит сиюминутная выгода некоторых заинтересованных лиц, лишённых патриотических чувств к Алматы, стране и её истории. А иначе для чего в своё время был ликвидирован государственный орган охраны памятников — Департамент историко-культурного наследия МК РК, объединявший в советское время более пятидесяти научных, инспекционных и реставрационных учреждений? После этого процесс уничтожения исторических корней стал набирать небывалые обороты.
Адиль Ажиев
архитектор, руководитель проекта Archcode Almaty— В настоящее время слабость законов и регулирования вопросов, касающихся сохранности архитектурных памятников, дают волю частному бизнесу самостоятельно принимать решения о сносе или реконструкции здания. Им гораздо дешевле заплатить штраф, чем проходить все процедуры и утверждения. Закон неэффективно защищает право людей на культурное наследие.
Мне кажется, что бизнес у нас ещё не дошёл до понимания важности сохранения архитектурного наследия. Пока предприниматели не видят связи между привлекательностью для горожан и туристов и экономической выгодой. Однако на примере зарубежных городов видно, что памятники могут приносить гораздо больше прибыли при грамотном планировании и постоянной работе по улучшению городской среды.
Гостиница «Казахстан» (пр. Достык, 52/2)
Только за последние пять лет по причине утери историко-культурной ценности из списка памятников Алматы были исключены такие объекты, как:
— Республиканский дом политпросвещения (проспект Достык, 85);
— бывшая гостиница «Жетысу» (проспект Абылай хана, 55);
— здание городского аэровокзала (улица Жибек жолы, 111);
— комплекс зданий на площади Республики.
Реконструкция — орудие зла?
Сегодня даже если здание имеет историко-культурный статус, это не спасает его от изменений. Первая причина — естественное физическое разрушение, происходящее из-за невыполнения своих обязанностей собственниками.
По закону они могут владеть зданием, распоряжаться им, но не уничтожать. Должны проводить реконструкцию и ремонт объекта. Все эти моменты оговариваются в специальном охранном обязательстве, которое акимат заключает с владельцем. За его нарушение он может быть наказан штрафом: для физлиц — 10 МРП, для должностных лиц, субъектов малого предпринимательства — 50 МРП, среднего — 100 МРП, крупного — 200 МРП с приостановлением производимых работ.
Умышленное уничтожение или повреждение наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет (в случаях с тяжкими последствиями и мотивами — от 5 до 12 лет).
Вторая причина в том, что в Алматы присутствует абсолютно непродуманная реконструкция зданий. При этом чаще всего за восстановительными работами скрывается снос. В качестве примеров неудачной реконструкции эксперты называют Дворец Республики, Дворец спорта им. Балуана Шолака, Республиканский театр кукол.
— В 80-е годы слава о Дворце Республики, тогда он назывался Дворцом Ленина, гремела на весь мир. Он попал в один из самых популярных журналов мира L’architecture d’Аujourd’hui, который в нашей стране не распространялся. Можно сказать, это был Парфенон (памятник античной архитектуры, древнегреческий храм. — Прим. ред.) XX века. В нём отразилось творчество таких корифеев архитектуры, как Ле Корбюзье и Кэндзо Тангэ. Но из-за реконструкции мы потеряли этот уникальный шедевр. Известно, что Парфенон взорвали турки, а в нашем же случае мы уничтожили его сами.
Дворец Республики (пр. Достык, 56)
Что касается Театра кукол, то его снесли, ссылаясь на то, что там прогнили все конструкции, хотя в заключении КазНИИСа говорилось, что можно оставить основную часть.
Государственный театр кукол (ул. Пушкина, 63)
Исключением является реконструкция здания Военного собрания, которая проведена действительно хорошо, но она производилась ещё в советское время, когда грамотности реставрационных работ уделялось большое значение.
Снесли Дом пионеров на улице Кабанбай батыра, а это был центр развития детей. В сердце города должны проводиться только ограниченные мероприятия, например реконструкция существующих зданий. Если и есть место для застройки, то новый объект должен сочетаться с существующей архитектурой. У нас уже есть здание на пересечении пр. Абылай хана и ул. Кабанбай батыра, которое совершенно не вписывается в архитектуру. Уйгурский театр облицевали дешёвыми материалами, а это здание эпохи конструктивизма, и его нельзя было трогать, — рассказала Лейла Рахимжанова.
Государственный Республиканский уйгурский театр музыкальной комедии им. К. Кужамьярова (ул. Наурызбай батыра, 83)
Сегодня активно обсуждаются проекты реконструкции зданий Национальной библиотеки, возле которой хотят построить коммерческие и высотные жилые здания, и Центрального стадиона. В последнем, к слову, намерены убрать беговые дорожки и увеличить за счёт этого количество зрительских мест. Пока ни один из проектов не утверждён, но затравки хватило для возмущения умов.
Национальная библиотека РК (пр. Абая, 14)
Что с Алматы? Мы его теряем, господа!
Сегодня алматинцы с сожалением наблюдают непрезентабельный вид зданий фаст-фуда и торговых площадей, появляющихся на месте пусть не архитектурных памятников, но когда-то любимых знаковых зданий. Так было со зданием на Желтоксан, 115, а также в Лету канувшими кинотеатрами «Алатау», «Байконур».
— Зачастую при сносе исторически ценного для городской среды здания оперируют тем, что оно не в списке памятников архитектуры. Но и не надо, чтобы оно было в списке. Историческая среда города состоит не только из зданий, внесённых в Реестр объектов культурного наследия. Она включает в себя архитектурно-планировочную атмосферу города. По мировым канонам в городскую среду, кроме архитектурно-исторических зданий, входит и рядовая застройка, которую нужно беречь.
Согласно международному законодательству, в историческом поселении государственной охране подлежат не только памятники архитектуры, истории и культуры, но все базовые составляющие: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, культурный слой, соотношение различных городских пространств, объёмно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие и многое другое.
Историческое ядро Алматы представляет собой уникальный памятник градостроительного искусства, начиная с эпохи бронзы и до наших дней. Согласно конвенции ЮНЕСКО от 06.11.1976 г. и решению НМС МК СССР от 03.01.1982 г., он относится к международной категории охраны! Почему современные градоначальники не изучают эти документы? Кстати, у нас из списка охраняемых памятников архитектуры убрали поселение бронзового века в Бутаковке — Бутакты-1. Весь мир дорожит древними поселениями, а у нас продают под коттеджи. Уму непостижимо! Алматы — это единственный город, который находится в сакральной зоне древних ариев, скифов и саков, — возмущается Рахимжанова.
По её мнению, строящаяся высотка на месте здания Госплана на ул. Желтоксан, 115 нарушает градостроительные нормы по сейсмике, потому что не вписывается в карту жёлтых линий, а также по экологии, препятствуя горно-долинной циркуляции и увеличивая транспортные потоки.
Строящийся объект на месте бывшего здания Госплана (ул. Желтоксан, 115)
Совсем иначе, как отмечают архитекторы, подходили к проектированию и строительству в советский период.
— Знаете, как было в советский период? Присланные из Санкт-Петербурга архитекторы Щусев, Простаков, Гинзбург, прежде чем приступить к проектированию Алматы, в первые три года вместе с нашими архитекторами Басеновым, Мендекуловым, Бапишевым организовывали экспедиции по Казахстану. Они ездили и проводили исследования культурного наследия.
Советский ампир, или, как его ещё называют, сталинский (здание Театра оперы и балета им. Абая, комплекс Академии наук и другие. — Прим. ред.), возник в результате этого симбиоза классических и национальных форм архитектуры. То есть на стыке нескольких цивилизаций был рождён совершенно новый, удивительный стиль. И всё это сносится сегодня. В основе этого лежит невежество. Но у нас люди противостоят, значит, мыслят,— рассказала Туякбаева.
Театр оперы и балета им. Абая (ул. Кабанбай батыра, 110)
Она прокомментировала и повальное «увлечение» властей Западом и его идеями:
— Иностранные специалисты ни за что не отвечают здесь. Им, по сути, всё равно. Со своими же спорить трудно. Поэтому власти приглашают их.
Общественность планам бизнеса не помеха?
Возможно, когда-нибудь этот вопрос исправят на обратное по смыслу утверждение. Сегодня же представители общественных организаций отмечают, что в большинстве случаев к ним никто не прислушивается. А удачные случаи отстаивания зданий можно пересчитать по пальцам.
Абай Ерекенов
организатор общественной организации «Защитим Алматы»— Сегодня большая проблема в том, что акимат не выносит на суд общественности решения, касающиеся зданий города. Единственный способ борьбы с этим — провести общественные слушания, чтобы запретить уплотняющую застройку в историческом центре. Для этого мы собираем подписи горожан.
Также эксперты выдвигают свои предложения.
— Непонятно, почему трогают исторический центр города, тогда как у нас очень много пустырей и ветхого строения, например на проспекте Гагарина. И вообще надо развивать пригород, строить города-спутники. Например, за рубежом даунтаун — центральную часть города — никто не трогает, хотя в список охраняемых памятников обычная застройка у них не включена. Там могут отменить решение о сносе или изменении облика здания, если люди высказываются против такого решения. У нас же мнением общественности пренебрегают, забывая, что город прежде всего принадлежит людям, которые в нём живут, а не временщикам, — пояснила Лейла Рахимжанова.
Наталья Ливинская
директор Центра урбанистики Алматы— В ближайшие месяцы по поручению акима Бауыржана Байбека в Алматы начнётся подготовка к пилотному проекту по ремонту фасадов зданий. Сейчас мы разрабатываем подходы и правила вместе с командой проекта «Архкод Алматы». Причём намерены обратиться за помощью и к общественности города, чтобы горожане сами помогли определить, какие здания требуют помощи в первую очередь. Мы не хотим ограничиваться только памятниками архитектуры. Ведь в Алматы много других значимых зданий.
Багиля Ахатова
профессор, доктор филологических наук, директор Казахстанской коммуникативной ассоциации— Наша ассоциация занимается созданием народной карты культовых мест г. Алматы, куда путём голосования будут внесены культовые места города. Сегодня мы работаем над тем, чтобы сделать карту интерактивной, мультиязычной и прикладной, с комментариями, личными историями, связанными с конкретными местами. Работаем над вопросами финансирования. Эта задача не из лёгких, поскольку мы не бизнес-структура.
Вообще считаю, нужно наложить табу на строительство в центральной части города для того, чтобы сохранить его, ведь каждая улица и каждое здание связаны с этапами становления и развития города и страны в целом. Также надо запретить вносить изменения в фасад зданий, ведь нередко мегаполис напоминает большой базар: первые этажи, часто занятые под кафе, магазины, клиники и т. п., нарушают архитектурный ландшафт из-за разнообразия оформления, часто безвкусного. Не надо в этом вопросе что-либо придумывать. Примеров бережного отношения к городской истории множество, и это всегда вызывает уважение. Например, относятся же с пиететом к старинным зданиям в Европе: в Лондоне даже нельзя менять металлические оконные рамы XVII-XVIII вв. устаревшей конструкции в старинных домах, фасадом выходящих на улицу.
Также наша ассоциация предлагает установить около каждого знакового места табличку с надписью «Культовое место. Находится под охраной г. Алматы». Надо создать реестр таких мест. Конечно, работа должна вестись совместно с акиматом.
Надеемся, что реализация дальнейших планов будет идти в сотрудничестве властей с алматинцами и в результате мы не потеряем больше ни одного здания.