Где в Алматы дышится легче?
Среди многочисленных факторов, влияющих на стоимость жилья, в первой тройке бессменно значится расположение. В Алматы в этом плане лучшим принято считать место, где легче всего дышать. Негласное деление города на «верх» и «низ», означающее близость или удалённость от гор, и гигантский разрыв между ценами на жильё в зависимости от этого — тому подтверждение.
Сегодня со специалистами мы расскажем о наиболее чистых районах с точки зрения экологии, насколько жильё здесь дороже вариантов, расположенных в других местах, и как застройка влияет на качество воздуха.
Светлана Спатарь, менеджер проектов экологического общества «Зелёное спасение»
— Наиболее благоприятными в плане экологии районами для проживания, на мой взгляд, являются предгорья Алматы, обдуваемые горным ветром, который мы называем самал; районы вблизи рек Большая и Малая Алматинка, Есентай; массивы с большими зелёными зонами — районы рядом с ЦПКиО, Ботаническим садом, «Атакентом» и КазНУ. Неблагоприятными считаются те, что расположены в нижней части города, куда сдувается весь смог, вблизи крупных дорог и ТЭЦ. Это проспекты Райымбека, Рыскулова, Сейфуллина, улица Толе би и другие.
Несмотря на всеобщее заблуждение, в Алматы достаточно много промышленных объектов, оказывающих вредное влияние на окружающую среду. Они мелкие, но они есть. От них страдают жители улиц Бокейханова, Ауэзова, Розыбакиева, а также района барахолки. Особенно вредны выбросы предприятий, связанных со строительной отраслью — цементные комбинаты, асфальто-бетонные заводы и другие, — а также предприятий пищевой промышленности. Суммарно они все сильно влияют на экологию.
Как отметила общественница, официальной информации, помогающей оценить чистоту воздуха в разных районах Алматы, нет. Существующей сети системы мониторинга недостаточно. В некоторых потенциально опасных районах отсутствуют пункты наблюдения.
В то же время, несмотря на понимание алматинцами вышесказанного, риелторы отмечают, что выбор жилья чаще всего обусловлен материальными возможностями покупателей. Дома в экологически чистых районах рассматривают только те, кто имеет достаточно средств для покупки.
Нина Лукьяненко, вице-президент ОАРК
— При выборе недвижимости каждый руководствуется собственными соображениями: один не приемлет вредных выбросов, второй слишком близко принимает к сердцу наличие рядом с домом ЛЭП, третий — линии метро. Самое главное, что любой минус, как правило, компенсируется ценой, и всегда есть тот, кто по каким-то причинам не может позволить себе какое-то другое жильё, более экологичное и качественное. Поэтому на время он может купить квартиру в доме, в котором другой человек, возможно бы, не купил никогда. Кстати, при одинаково заданных параметрах квартиры, в зависимости от месторасположения, цена может отличаться почти на 25 %.
Марина Грушина, директор АН Arbat Real Estate
— Районы южнее пр. Аль-Фараби до пр. Достык, небольшая часть ВОАД, восточная часть Компота и мкр «Мирас» можно назвать экологически благоприятными. По этой причине тут достаточно высокие цены на жильё и расположены самые дорогие дома. Кстати, многоквартирных домов в указанных местах практически нет. Это штучные объекты. Здесь также имеются коттеджные городки — здания для персонала при бывших санаториях, которые в своё время приватизировали и перестроили. Сейчас они относятся к классу люкс. Удалённые районы, которые также можно назвать экологически чистыми, не пользуются популярностью у покупателей из-за отсутствия инфраструктуры и общественного транспорта. Это хорошо видно на примере Коктобе и бывших дачных массивов, слившихся с городом.
Высокая цена квадрата в домах, возведённых в предгорье, а значит, и прибыль от их продажи привели к массовой застройке зон, в которых строить, да ещё и высотные здания, губительно. К тому же это отчасти стало причиной разрастания пригородов.
К слову, запрет на строительство зданий южнее пр. Аль-Фараби выше 12 м, который инициировал президент страны, по словам экологов, не всегда соблюдается застройщиками.
— Комплекс, строящийся на улице Омаровой, восточнее проспекта Достык, гораздо выше принятой нормы. Или другой пример — ЖК на пересечении проспектов Достык и Аль-Фараби. Здесь запрет формально соблюдается, т. к. комплекс находится севернее, но в целом на экологическую обстановку он влияет отрицательно, поскольку вместе с другими рядом расположенными зданиями выступает как стена, закрывающая поток воздуха с гор, — заметила Светлана Спатарь.
Елена Ерзакович, менеджер проекта программы развития ООН в РК «Устойчивый транспорт города Алматы»
— Стремление людей жить в более благоприятном с точки зрения состояния воздуха районе понятно, и именно эти факторы привели к застройке предгорий. А это, в свою очередь, к разрастанию пригородов, удорожанию и/или невозможности обеспечить всех доступной инфраструктурой.
Сейчас выполнить средние нормы по расстоянию от домов до остановок в большинстве пригородов невозможно из-за хаотичной застройки и невозможности пустить по «садовым» улицам какие-либо маршруты. Люди, соответственно, добираются до работы на личном транспорте и, как следствие, вносят свой негативный вклад в экологию города. То есть субурбанизация (процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов. — Прим. ред.) сыграла в этом отношении с Алматы плохую шутку, и наша задача объяснить властям опасность дальнейшего расползания города вширь.
Елена Славкина, директор по маркетингу Woolim Construction
— Неправильная высотная застройка — один из факторов, негативно влияющих на экологическую ситуацию в городе, которая осложняется климатическими и физико-географическими условиями. Возможным способом нивелировать влияние этого фактора является контроль на этапе проектирования и утверждения проектов новой застройки. Например, при проектировании ЖК необходимо получать данные о естественном движении воздушных масс, проводить компьютерное моделирование, выбирать формы, размеры зданий и их локацию, способствующие прохождению естественных потоков воздуха и обеспечивающие хорошую продуваемость. В связи с этим застройщики при строительстве, чтобы не навредить экосистеме местности и города в целом, должны вести свой бизнес разумно и ответственно. Самые главные требования уже определены от правил застройки до сертификации отделочных материалов. Нужно их выполнять.
Что касается использования в современном строительстве экотехнологий, то это новое направление, которое только начинает развиваться. Остаётся надеяться, что развитие будет происходить быстрыми темпами и мы успеем ощутить на себе все преимущества зелёных технологий.
Александр Белый, координатор проектов ПРООН/ГЭФ и правительства РК по энергоэффективности
— Энергоэффективность жилых зданий самым тесным образом связана с экологией. Модернизируя их, мы сокращаем потребности в отоплении, охлаждении, освещении, вентиляции. Следовательно, снижаем давление на глобальную среду, которая тесно связана с местной.
Алматы активно растущий город. И если не применять мер по энергоэффективной модернизации существующих домов или не строить новых энергоэффективных зданий, то прирост потребности в энергии будет только увеличиваться, соответственно вырастут вредные выбросы в атмосферу, чего нельзя допускать. По нашим данным, норма теплопотребления для алматинских пятиэтажек в год составляет 91 кВт·ч/кв. м, однако фактически эта цифра выше почти в два раза.
Низкая энергоэффективность влияет на выбросы, выбросы — на экологию, экология — на повышение заболеваний и патологий. Требуются сопутствующие мероприятия: внедрение возобновляемых источников энергии, утепление зданий, установка «умного» отопления, изоляция трубопровода и т. д. Причём все эти меры должны приниматься в комплексе. В целом в Казахстане не все здания, даже современные, отвечают заявленным классам энергоэффективности, проблемы имеются у 15–20 % жилья по республике.
Несмотря на предлагаемые инновационные подходы, экологи с сожалением констатируют: власти мегаполиса больше внимания уделяют экономической составляющей и безопасности зданий в ущерб экологии.
— Главный показатель для девелоперов — это максимальная площадь застройки, этажность, количество проданных квартир. А качество и энергоэффективность жилой недвижимости обеспечивают далеко не все, — уверена Спатарь.
Решение существующих проблем с экологией южной столицы (ранее мы писали об этом подробно в статье «Что не так с воздухом Алматы») не раз обсуждалось на различных площадках. Сегодня город также находится на пороге изменений, подготовленных по рекомендациям датского архитектора Яна Гейла. Они направлены на улучшение ситуации, однако осуждаются общественными организациями Алматы и известными урбанистами.