Проблема отсутствия достаточного количества паркингов в Алматы остаётся одной из самых насущных. В спальных районах хозяева квартир обычно паркуются прямо во дворах, иногда даже заезжая на детские площадки, так как машино-места либо не предусмотрены, либо достаточно дорогие.

«Крыша» узнала о стоимости перепродажи парковочных мест в жилых комплексах южной столицы и цены на них от застройщиков.

В настоящее время собственники предлагают паркинги по цене от 900 000 до почти 5 млн тенге. Минимальная цена запрашивается за машино-место площадью 17 кв. м в одном из торговых домов Медеуского района Алматы. Максимум — за два объединённых парковочных места площадью 26 кв. м с прилегающей территорией, достаточной для парковки ещё двух машин, в новостройке Бостандыкского района. Средняя цена по городу составляет порядка 3 млн тенге.

В то же время цены от застройщиков начинаются от 1.2 млн тенге на паркинг в ЖК экономкласса (IV класс), от 1.9 млн тенге — комфорт (III класс), от 2.2 млн тенге — бизнес (II класс) и от 4 млн тенге — элит (I класс). Стоимость зависит от местоположения ЖК в городе, расположения самого паркоместа (уровень, близость к входу/выходу/лифтам), его типа и характеристик.

По данным Комитета по статистике РК, в июле текущего года по сравнению с декабрём 2010-го цены на машино-место в Алматы выросли на 4.4 %. Стоимость квадратного метра надземных и крытых паркингов в прошлом месяце составила 2 646 тг, подземных — 3 955 тг.

Cегодня с парковкой необязательно покупать квартиру. Очень хорошо идут машино-места в рассрочку на 3 и 5 лет. Большее количество продаж отмечается в завершённых объектах, рассказали в стройкомпании BI-Group.

Как правило, при 100%-й оплате можно получить скидку 20 %. При покупке в рассрочку на 3 года нужно уплатить первоначальный взнос в размере 10 %, на 5 лет — 20 %. При этом застройщики не оглашают информацию о статистике проданных машино-мест в последние годы, мотивируя конфиденциальностью информации.

Цены на паркинг не зависят от стоимости квартир, а устанавливаются на основании себестоимости работ по его возведению. В комплексе комфорт-класса паркоместо покупает один из пяти клиентов, бизнес — один из трёх, премиум — каждый второй. В целом динамика продаж парковочных мест схожа с динамикой продаж квартир, пояснили в пресс-службе строительной компании Global.

Алёна Шадрина

директор АН Elite Expert

— На сегодня паркинги в жилых комплексах Алматы практически не пользуются спросом. Причина этому часто завышенные цены от частных продавцов и снижение платёжеспособности покупателей. При этом важно знать, что такая покупка окупается за 25 лет в среднем. Из своей практики могу сказать, что стоимость востребованного машино-места не должна превышать 3–3.5 млн тенге (разумеется, ценовая политика зависит от класса ЖК). Сегодня потребителю выгоднее арендовать паркинг. Средние ставки могут варьироваться от 15 000 до 20 000 тенге в месяц, можно найти и дешевле.

Как видно, цены по-прежнему остаются высокими и ситуация ещё далека от логического завершения. Но возможно, она улучшится после появления многоярусных парковок, о строительстве которых уже давно говорят городские власти. Правда, когда именно такие автостоянки появятся, пока неизвестно.

Как ответили «Крыше» в ТОО «Алматы Спецтехпаркинг сервис», на сегодняшний день муниципальных наземных/подземных паркингов в городе нет. Строительство первых многоуровневых автостоянок запланировано на 2017–2018 годы в соответствии с Концепцией по внедрению единой автоматизированной системы парковок. Здесь главная проблема в наличии свободных участков. Их списки составляются, решаются различные административные вопросы с их нынешними или бывшими собственниками. Вопросы стоимости покупки и аренды машино-мест будут определены уже после строительства.

К слову, парковка автомобилей в местах, предназначенных для общего пользования (на детских площадках, зелёных насаждениях, на тротуарах) является нарушением, предусмотренным ст. 505 Кодекса РК «Об административных правонарушениях». Так, в случае игнорирования данной статьи физических лиц ждёт штраф в размере 20 МРП (в 2016 году 1 МРП составляет 2 121 тенге). При совершении повторных противоправных действий в течение года — 30 МРП.

Оборудование так называемых лягушек, различных рамок, столбов, навеска цепей для организации автостоянки является нарушением и подлежит демонтажу. Последним занимается КСК, управляющие компании, а также отделы благоустройства при районных акиматах.

Кроме того, нужно знать, что в соответствии с действующим законодательством никаких платных парковок на улицах Алматы не должно быть, кроме специально отведённых мест.