Новое в Генплане застройки Алматы до 2050 года
Недавно было принято решение о корректировке Генплана города Алматы до 2050 года с расчётной численностью населения 2 млн 500 тыс. человек. О дальнейших перспективах развития южной столицы в рамках Генплана сообщили члены Градостроительного совета г. Алматы президент Союза архитекторов Казахстана Акмурза Рустембеков и начальник городского управления архитектуры и градостроительства Габит Садырбаев.
Новый расчёт населения
Генеральный план Алматы был утверждён в 2002 году на срок до 2020 года c расчётом на территорию 35 тыс. га при численности населения 1.5 млн человек. Но эта территория была освоена досрочно, уже в 2012 году. В городе тогда уже проживало 1.5 млн жителей, и был решён весь комплекс вопросов, касающихся градостроительной политики. Были разработаны проекты застройки территорий под многоэтажное и индивидуальное строительство, проведены реорганизация промышленных зон, совершенствование дорожно-транспортной сети и ввод метрополитена.
После недавнего присоединения к Алматы 23 тыс. га земель территория южной столицы увеличилась до 80 тыс. га. На присоединённых территориях проживает 97 тыс. жителей в 27 населённых пунктах и около 100 тыс. человек — в дачных массивах. Таким образом, население Алматы сегодня составляет 1 млн 700 тыс. человек.
В связи с этим горакиматом принято решение о корректировке Генплана до 2050 года с расчётной численностью населения 2 млн 500 тыс. человек. Ресурсная ёмкость территорий города не может вместить больше, иначе возникнут транспортные проблемы, уйдут под постройки хорошие поливные земли, которые кормят город, подорожают инженерные коммуникации.
Чтобы этого не случилось, будет разработан план по развитию алматинской агломерации, где таким населённым пунктам, как Узунагаш, Капшагай, Шилик, будет отведена роль контрмагнитов: здесь намечено развивать промышленность, создавать рабочие места, благоприятные условия для проживания, чтобы тем самым разгрузить мегаполис. Решить проблемы пассажирских перевозок поможет внедрение легкорельсового (ЛРТ) и безрельсового транспорта (БРТ).
Жители сельских округов, работавшие на присоединённых к городу территориях, будут трудоустроены. Об этом распорядился аким Алматы А. Есимов. Он поручил руководителю аппарата акимата и акимам районов проработать вопрос трудоустройства сотрудников, работавших в сельских учреждениях. «Необходимо предоставить работу местным кадрам, которые намерены продолжать трудиться в новом качестве», — сказал аким.
Ранее в рамках уточнения бюджета на 2014 год Алматы выделил 3.3 млрд тенге для развития инфраструктуры и социальных объектов на присоединённых землях. В настоящее время городские структуры продолжают инвентаризацию присоединённых земель и составляют план по строительству коммуникаций, дорог, социальных объектов. Также завершается процедура обхода присоединённых посёлков сотрудниками Департамента внутренних дел г. Алматы.
Что нового в Генплане?
Генплан Алматы предусматривает развитие города в северном направлении и частично в западном. Здесь будет создано семь новых планировочных районов. Так, например, предусмотрено создание зелёной зоны в северной части Алматы. Первоначально здесь предлагалось начать многоэтажную застройку, сейчас эти территории рассматриваются как «лёгкие» города.
Также в новом Генеральном плане заложена пробивка Большой Алматинской кольцевой автодороги (БАКАД). Государству осталось выкупить у собственников около 40 % территории.
Кроме того, предполагается создание третьего железнодорожного вокзала на станции Боралдай, который будет обслуживать 35 % горожан, проживающих в западной части города. Этот проект поддержан Министерством транспорта РК.
На ближайшие годы намечено строительство объектов Универсиады 2017 года, капитальных современных торговых и жилых комплексов. Продолжается активная работа по упорядочению городских рынков с созданием современных торговых домов с паркингами.
На недавнем совещании под председательством акима города Ахметжана Есимова рассмотрен проект БРТ — скоростного вида транспорта, представляющего длинные спаренные автобусы, имеющие обособленную полосу. Маршрут БРТ пройдёт от ул. Жандосова вниз до улиц Тимирязева — Байтурсынулы — Сатпаева — Желтоксан — пр. Райымбека — развязка Талгарской, и Кульджинского тракта. Таким образом, весь город будет охвачен общественным транспортом по диагонали. Параллельно с этим вводятся велодорожки на улицах Жандосова, Тимирязева (до ул. Байтурсынулы и Центрального стадиона).
В Генплане заложен проект детальной планировки центральной части города с участием датского архитектора Яна Гейла, предполагающего организацию пешеходных зон с созданием одностороннего движения с правосторонним поворотом. За счёт налаженной организации дорожного движения, создания зелёных коридоров и пешеходных зон присутствие транспорта в Алматы будет не так заметно.
Работает городская комиссия
В Алматы работает специальная городская комиссия по градостроительству. На заседаниях учитываются все возражения и вносятся корректировки. Обязательно комиссия выезжает на места и решает все спорные вопросы, связанные с прокладкой инженерных коммуникаций, пробивкой дорог, строительством торговых, спортивных или жилых комплексов. В работе комиссии принимают участие представители заинтересованных ведомств: проектировщики, сотрудники акимата, юристы.
Решения для инвалидов
Сегодня ни один объект не строится без пандусов, в большинстве зданий имеются лифты. Принимая возведённый объект, комиссия тщательно проверяет до сантиметра все необходимые параметры, где-то строителям приходится переделывать свою работу из-за несоблюдения уклонов, расстояний. В торговых центрах для людей с ограниченными возможностями появились специальные туалеты, а в подземных паркингах — предусмотренные для их автомобилей места.
В Генплане существуют расчёты и условия для всех типов зданий и сооружений, разрабатываемые в проектах, специальные требования для полноценного пребывания и передвижения людей с ограниченными возможностями, и это должно исполняться неукоснительно.
Проветриваемость и сейсмика
Проветриваемость в Алматы играет огромную роль. При этом главенствующее значение имеет горный бриз. При проектировании учитывается преобладание меридионального расположения зданий и сооружений. Также при проектировании и строительстве замкнутых дворовых территорий и квартальных застроек важно предусматривать сквозные пространства для проветривания.
Как известно, южная столица расположена в сейсмоопасной зоне. Сегодня методы расчётов для сейсмически активных территорий одинаковы во всём мире — в Алматы, Токио, Лос-Анджелесе. Конечно, есть и новые методы, ещё более усиливающие конструктивные расчёты зданий и сооружений. Что касается Генплана Алматы, то в расчётах несущих конструкций предусмотрено усиление ( увеличение на 20-30 %) ранее принятых нормативов. При экспертизе всех проектов для строительства антисейсмические решения контролируются.
Контроль строительства
Любой проект в Алматы пред¬ставляется на предварительное согласование в Управление архитектуры и градостроительства и главе города, затем утверждается в установленном порядке, а Генеральный план города — правительством страны. В реализации проекта принимают участие представители дорожных служб, инженерных коммуникаций, госархстройконтроля, городской общественности. Когда Генплан утверждён, отклоняться от него никто не имеет права: ни бизнес, ни власть.
Все решения, принимаемые Градостроительным советом при акимате (градостроительные, архитектурные, дизайнерские), являются основополагающими. Но иногда, в силу разных обстоятельств, эти решения видоизменяются при строительстве. Городские власти борются с этим.
Подготовила к публикации Иветта Шутова по информации vecher.kz