Вице-министр регионального развития РК Серик Нокин в мажилисе парламента РК представил проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищных отношений». Расскажем подробнее о готовящихся нововведениях.

 

Новый состав правонарушений в ЖКХ

В рамках законопроекта предусматривается внести изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), а также Законы Республики Казахстан «О жилищных отношениях» и «О государственном надзоре и контроле».

КоАП намечено дополнить новым составом административных правонарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. А именно, предполагается ввести административную ответственность органов управления объектом кондоминиума в случае нарушения сроков открытия текущих и (или) сберегательных счетов на объект кондоминиума в банках второго уровня, представления ежемесячного отчёта по управлению объектом кондоминиума, регистрации объекта кондоминиума.

За совершение указанных правонарушений предусматривается вынесение предупреждения. За повторное нарушение сроков предоставления ежемесячного отчёта по управлению объектом кондоминиума предусматривается административный штраф на физические лица в размере от 7 до 10 МРП, на юридические лица — от 15 до 20 МРП.
Рассмотрение административных дел по указанным правонарушениям закрепляется за жилищными инспекциями местных исполнительных органов (акиматов).

В целях усиления функций государственного контроля в области управления жилищным фондом жилищные инспекции также будут наделены компетенцией по составлению административных протоколов о невыполнении предписаний и иных законных требований жилищной инспекции.

 

Упорядочить аренду в частном жилфонде

Во исполнение поручений главы государства, озвученных в статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда», относительно обеспечения защиты прав долгосрочных арендаторов путём разработки типовых контрактов, а также обеспечения прозрачности договоров арендного найма в Законе «О жилищных отношениях» предусматривается определить компетенцию правительства РК на утверждение типового договора на аренду жилища в частном жилищном фонде.

Типовой договор будет определять условия проживания долгосрочных нанимателей, в том числе срок найма, размер оплаты, распределение обязанностей по ремонту и основания выселения, а также определение круга полномочий нанимателя по представлению интересов собственника на общем собрании.

 

Уточнить техтребования к жилью

В соответствии со статьёй 69 Закона «О жилищных отношениях» граждане признаются нуждающимися в жилище из государственного жилищного фонда, если жилище, в котором проживает семья, не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям. Вместе с тем, технические требования к жилищам действующими нормативными правовыми актами не установлены, и данная норма закона на местах фактически не применяется. Для принятия какого-либо нормативного правового акта в этом вопросе госорганам необходима прямая компетенция, предусмотренная законодательством.

В этой связи предлагается наделить Министерство регионального развития РК (как уполномоченный орган в сфере жилищных отношений) компетенцией на утверждение технических требований к жилищам.

 

Ограничения на приватизацию

В соответствии с действующим порядком лица, имеющие на праве собственности (либо по ипотечному обязательству) жилище в другом населённом пункте, могут претендовать на получение служебного жилища по месту работы. Вместе с тем, такие лица не могут приватизировать служебные жилища, так как фактически имеют возможность улучшить в дальнейшем свои жилищные условия путём отчуждения собственного жилья и приобретения в дальнейшем более комфортного жилища. В этой связи для данных лиц предусматривается введение ограничения на приватизацию жилищ.

Кроме того, предусматривается ограничение по приватизации жилища в случаях, когда граждане произвели отчуждение жилища, принадлежавшего им на праве собственности, за последние пять лет до момента обращения за приватизацией. Аналогичные требования уже применяются как критерии признания граждан нуждающимися в жилище из государственного жилищного фонда при постановке на учёт.

 

Не выселять на улицу

Проектом предусматривается также дополнительная социальная защита лиц, относящихся к социально уязвимым слоям населения, в случае прекращения у них за долги права собственности на единственное жилище на территории РК путём взыскания (вместе с земельным участком).

В этом случае законопроект предлагает ввести новую норму, согласно которой таким гражданам будет предоставлена возможность в срок до одного месяца проживать в предоставленном местным исполнительным органом (акиматом) временном жилище.

 

Ежемесячный отчёт от КСК

В новом законопроекте предлагаются меры по дальнейшему формированию бережного отношения собственников к своему объекту кондоминиума и повышения удовлетворённости работой органов управления. В целях повышения прозрачности работы органов управления объектом кондоминиума предлагается установить обязанность по ежемесячному предоставлению отчёта о расходах на содержание общего имущества.

Согласно жилищному законодательству, сегодня действующий порядок принятия решений по вопросам управления и содержания объекта кондоминиума основывается на большинстве голосов. На практике организовать общее собрание жильцов достаточно проблематично, и в таких случаях зачастую применяется механизм письменного опроса. Однако вопросы расходования средств со сберегательных счетов объекта кондоминиума, а также размеры расходов собственника на содержание общего имущества являются чрезвычайно важными и требуют принятия решения каждым собственником помещения.

В этой связи предлагается определить отдельный порядок на принятие решений по перечисленным вопросам. При этом, в случае наличия отрицательных голосов четвёртой части от общего числа собственников по указанным вопросам, решение считается не принятым и требует повторного рассмотрения на общем собрании. Такой порядок направлен на исключение вероятности необоснованного продвижения чьих-либо интересов и будет способствовать объективному рассмотрению вопросов и принятию действительно общих решений.

 

При введении в эксплуатацию новостроек

Следующее нововведение также направлено на решение проблем управления объектом кондоминиума. При введении в эксплуатацию нового дома организовать общее собрание собственников и принять решение о выборе органа управления объектом кондоминиума крайне затруднительно.

Долгое время вопросы содержания общего имущества остаются не решёнными, и данное обстоятельство зачастую служит предпосылкой для того, чтобы строительные компании привлекали свои аффилированные организации для управления жилым домом. Во многих случаях такое положение дел способствует тому, что допущенные недоделки устраняются за счёт жильцов путём взимания с них многочисленных сборов и платежей, таким образом застройщик уклоняется от своих обязанностей по обеспечению качества построенного жилья.

Законопроектом предусматривается введение компетенции жилищных инспекций по определению обслуживающей организации до момента выбора собственниками помещений (квартир) формы управления объектом кондоминиума на срок до одного месяца.

Таким образом, во вновь введённом в эксплуатацию доме жители не остаются наедине со своими проблемами по содержанию общего имущества и им предоставляется дополнительное время, чтобы выбрать форму и орган управления в соответствии с порядком, определённым в Законе «О жилищных отношениях». Уточняется срок, в течение которого орган управления объектом кондоминиума обязан открыть текущие и сберегательные счета в банках второго уровня.

Подготовила Иветта Шутова по информации minregion.gov.kz