Сегодня собственник квартиры или частного дома может заключить с поставщиком света, тепла, газа, воды свой личный договор и получать коммунальные услуги не по публичному договору, а по индивидуальному.

О том, какие преимущества несёт в себе для потребителя такая возможность, в чём разница между публичным и индивидуальным договорами, а также о том, какие проблемы сегодня существуют с реализацией данной нормы закона, нашим читателям рассказывает начальник юридического отдела Ассоциации КСК г. Алматы Аркадий Александрович Рубцов.

 

Публичный договор

Публичным договором, согласно статьи 387 Гражданского кодекса РК, признаётся договор, заключённый коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, правительство РК может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.). В настоящее время для потребителей города Алматы все правоотношения в области подачи тепла и горячей воды с точки зрения услугодателя регулирует публичный договор, опубликованный в газете «Вечерний Алматы» от 13 сентября 2007 года № 227-30.

 

Индивидуальный договор

С 2007 года по настоящее время в действующее законодательство было внесено огромное количество изменений, в том числе гарантирующих потребителю заключение индивидуального договора. Согласно пункту 8 статьи 7 Закона РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках», субъект естественной монополии обязан заключать индивидуальные договоры с потребителями на каждый вид предоставляемых коммунальных услуг.

Если говорить об антимонопольном значении индивидуального договора, то в данном случае просматривается желание законодателя защитить права потребителей, несмотря на противодействие со стороны монополистов. Преимущество индивидуального договора в данном случае очевидно — он будет на руках у потребителя. Даже если просто попытаться найти в сети Интернет публичный договор, опубликованный в газете «Вечерний Алматы» от 13 сентября 2007 года № 227-30, то потребуется немало времени. Более того, данный документ выражает точку зрения услугодателя, тогда как индивидуальный договор может быть предметом персонального согласования.

Также в индивидуальном договоре можно конкретизировать ответственность услугодателя. Нам известен случай, когда в южной столице это удалось сделать физическому лицу в индивидуальном договоре с поставщиком электроэнергии, где отдельно были прописаны пункты с указанием конкретного срока для снятия показаний. Учитывая установку общедомовых приборов учёта тепла, оплачиваемых в рассрочку, в индивидуальном договоре можно предусмотреть обязанность потребителей по уплате денежных средств на установку данного оборудования. При этом законодательство не устанавливает никаких препятствий по заключению договора как для новых домов, так и для уже введённых в эксплуатацию.

 

Проблемы на практике

Из практики работы Ассоциации КСК г. Алматы известен случай, когда обычный пенсионер смог заключить индивидуальный договор с поставщиком электроэнергии и теперь получает электрическую энергию не по публичному договору, а по индивидуальному. Однако когда пенсионер пожелал заключить такой же договор с поставщиком тепловой энергии, ему в этом было отказано.

Таким образом, можно говорить об интересной правовой ситуации, в которой у услугодателя своя правда, а у потребителя своя. Поставщики тепла сослались на пункт 2 статьи 483 Гражданского кодекса РК, где говорится, что «в случаях, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключённым с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединённой сети». Получается, что снабжение бытовых потребителей тепловой энергией в Алматы осуществляется только на условиях публичного договора?

Однако следующий абзац этой же статьи гласит: «Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключённым на неопределённый срок и может быть изменён или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьёй 490 настоящего Кодекса», что подразумевает возможность заключения наряду с публичным договором и индивидуального договора.

В результате такой трактовки законодательства со стороны услугодателя не исполняется и другая норма — пункт 6 статьи 147-13 Кодекса РК «Об административных правонарушениях», где за отказ энергоснабжающей организации от заключения индивидуального договора энергоснабжения с потребителем предусматривается наложение штрафа на должностных лиц в размере 20 месячных расчётных показателей (МРП), на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 75 МРП. Почему отклоняется просьба о заключении индивидуального договора? Почему поставщик тепла не несёт административную ответственность? Вопросы остаются открытыми.

 

Подготовила к публикации Иветта Шутова