Цены на жильё в Астане планируют спустить с небес на землю
В Акорде обсудили вопросы дальнейшего развития Астаны. В ходе совещания под председательством Нурсултана Назарбаева затронули тему цен на жильё, предоставления земельных участков под ИЖС, строительства линий ЛРТ.
Заоблачные цены
Цена одного квадратного метра жилья в столице превышает себестоимость в два-три раза, заметил глава государства, ссылаясь на данные, предоставленные в соответствующем отчёте. В качестве примера Нурсултан Назарбаев привёл несколько крупных жилых комплексов. На перечисленных объектах себестоимость квадратного метра варьировалась в диапазоне от одной до полутора тысяч долларов. В то время как конечному потребителю квартиры в этих домах продавали уже по 3.5–5 тысяч долларов за квадрат. «Это заоблачные цены», — заметил Нурсултан Назарбаев.
— Президент подчеркнул, что к решению данного вопроса следует подходить комплексно, — сообщила пресс-служба Акорды сразу же после совещания.
Реакция на критику была молниеносной. Спустя сутки глава кабмина Серик Ахметов поручил Агентству по защите конкуренции разобраться с ценами на жильё в Астане.
— Поручаю Агентству по защите конкуренции совместно с заинтересованными госорганами разобраться и внести предложения по соответствию себестоимости строительства и цен реализации жилья, — сказал он на совещании, посвящённом вопросам исполнения поручений главы государства по дальнейшему развитию Астаны.
В свете произошедшего у астанчан появляется надежда на то, что, возможно, в ближайшем будущем доступными станут не только квартиры, строящиеся в рамках соответствующей госпрограммы.
Объявляется мораторий
Ещё одним знаковым событием совещания стало объявление президентом моратория на предоставление участков в 30-километровой зоне вокруг столицы.
— В очереди за земельными участками стоят 175 тысяч человек. Пользуясь тем, что гражданам положено 10 соток земли, люди подают заявления. Но эти участки можно выделять лишь там, где подведены коммуникации. Если земли не подготовлены, то они не должны предоставляться в пользование. Необходимо навести здесь порядок.
Поэтому я объявляю мораторий на предоставление земель в 30-километровой зоне вокруг Астаны, — сказал Нурсултан Назарбаев.
Позднее в интервью Tengrinews. kz министр регионального развития Болат Жамишев сделал прогноз о том, когда эта мера может быть отменена.
«Мораторий введён на срок, пока не будет разработан новый комплексный план развития столицы и пригородной зоны. Данный документ должен быть готов в следующем году», — процитировало информагентство главу МРР.
Эффект «глухого телефона»
А дальше произошло непредвиденное. Несмотря на то что глава государства ясно дал понять, что участки в ближайшее время предоставлять не будут, некоторые горожане поняли это сообщение с точностью до наоборот. Из-за этого по городу поползли слухи о бесплатной раздаче земли. Астанчане ринулись в Управление земельных отношений.
Многие из тех, кто пришёл в госорган претендовать на участки, сообщили, что информация о выдаче земли появилась после совещания, посвящённого вопросам дальнейшего развития Астаны.
В сложившейся ситуации представители управления были вынуждены выступить в роли разрушителей легенд.
— Кто-то распустил слухи о том, что акимат начал предоставлять бесплатные участки под ИЖС. Но на самом деле такая процедура не проводится. Нет необходимости писать заявления, потому что вопрос выделения участков до сих пор не решён, — сообщил в интервью каналу «Астана» заместитель директора Управления земельных отношений Алтынбек Ахметов.
Дорогое удовольствие
Но вернёмся в Акорду. Как сообщалось ранее, на совещании помимо квартирного и земельного обсуждались вопросы, связанные с общественным транспортом, в частности легкорельсовым.
Напомним, вопрос строительства в столице линий ЛРТ поднимается уже не первый год. Так, в начале сентября в ходе презентации проекта республиканского бюджета на 2014-2016 годы министр экономики и бюджетного планирования РК Ерболат Досаев сообщил, что в 2014 году начнётся реализация первой очереди проекта «Новая транспортная система города Астаны». По словам министра, основой новой транспортной системы станет легкорельсовый транспорт.
Однако последние события показали, что легкорельсового транспорта в столице вообще может не быть. И причина тому — стоимость проекта.
В ходе прошедшего совещания Нурсултан Назарбаев назвал проект строительства ЛРТ, предложенный французскими компаниями, дорогим.
— Ими предложена высокая стоимость, более 300 млрд тенге, что нас не устраивает. Поэтому акимат города предлагает рассмотреть альтернативный вариант в виде выделенных полос для скоростного автобусного сообщения. Первая очередь данного проекта требует гораздо меньших затрат, поэтому принято решение заниматься его внедрением, — сказал президент.
Для справки: одним из претендентов на строительство ЛРТ в Астане была французская компания Alstom.
Подготовил Максим Курочкин
по информации пресс-службы Акорды
и электронных СМИ