17 ноября состоялась официальная передача акимом Алматы Ахметжаном Есимовым акиму Алматинской области Серику Умбетову Генерального плана развития пригородной зоны Алматы. Такой документ разработан впервые, реализация его проектных этапов рассчитана до 2040 года. На подготовку документа из республиканского бюджета было выделено 950 миллионов тенге.

 

«Ни у кого ничего отбирать не будут»

Айтлеу Жанат Абдыкалыкович, первый заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства города Алматы:

— Во времена строительного бума люди строили что и где хотели. Тогда не было ни Генерального плана, ни специальной схемы застройки. Поэтому мы получили сейчас то, что имеем, то есть бессистемную застройку. Основное назначение данного документа — функциональное зонирование территории, где указываются зоны строительства объектов различного назначения, в том числе объектов жилья, соцкультбыта (детские сады, школы, поликлиники, больницы, торговые и культурные центры, почта, банки), производственно-промышленного и рекреационного назначения, зоны сельхозугодий, а также транспортные и магистральные коридоры.

 

Вот для этого наше управление заказало этот проект, а правительство выделило средства. Разработкой проекта занималась частная проектная фирма согласно выигранному тендеру. Вдоль Капшагайской трассы в Генплане будут учтены города-спутники Алматы. Земли сельхозугодий, находящиеся в частной собственности или землепользовании, учтены, будут сохранены и использованы только для этих целей. В начале разработки проекта проектировщики собирали материалы о назначении земельных участков. Был проведён анализ, и все земли, которые выдавались в частную собственность или в аренду, учтены, то есть ни у кого ничего отбирать не будут.

 

Однако при реализации Генплана, если будут выявлены самозахваты со строительством домов, где они не должны быть, такое незаконное жильё в установленном законом порядке будет сноситься.

 

Что входит в пригородную зону?

Пригородная зона включает 5 административных районов Алматинской области (часть Жамбылского района, Карасайский, Илийский, Талгарский районы, часть Енбекшиказахского района) и территорию города Капшагай.

Земли, включённые в пригородные зоны, остаются в ведении акима Алматинской области. Все решения по размещению и строительству объектов и комплексов, расположенных в указанных зонах, принимаются только акимом области.

 

Мораторий на земельные участки в пригородной зоне снят

В ноябре 2009 года акимами Алматы и Алматинской области был введён мораторий на земельные участки пригородной зоны. Он распространялся на освоение земельных участков, на изменение целевого назначения земельных участков и на выдачу разрешения на строительство.

Как нам пояснили в Управлении архитектуры и градостроительства г. Алматы, теперь с принятием Генплана данный мораторий снят. Это даёт право собственникам и землевладельцам распоряжаться своими земельными участками, а именно:

  • осваивать земельные участки;
  • менять их целевое назначение (в соответствии с Генпланом);
  • запрашивать разрешение на строительство.

 

Построят более 45 миллионов квадратных метров жилья

Численность населения в Алматы и пригородной зоне на 1 января 2009 года составляла 2 млн 90 тыс. человек, из них в городе — 1 млн 365 человек, в пригородной зоне — 725 тыс. человек. При этом на расчётный период до 2040 года предполагаемая численность населения соста-вит 4 млн 179 тыс. человек: в Алматы — 2 млн 800 тыс. человек, в пригородной зоне — 1 млн 300 тыс., причём конкретно для этого количества населения планируется построить 45 млн 500 тыс. квадратных метров жилья.

По словам начальника Управления архитектуры и градо-строительства г. Алматы Сайрана Фазылова, объём нового жилого строительства по Алматы и пригороду составит 60 млн 660 тыс. м2 общей площади. В целом по городу жилищный фонд на расчётный срок (2040 год) составит 83 млн 181 тыс. м2, в том числе малоэтажного жилья — 20 млн 172 тыс. м2, многоэтажного — 63 млн 1 тыс. м2. Началом освоения новых площадок предполагается 2015 год.

Также намечено создание транспортной системы международного значения. Как пояснил Сайран Фазылов:

— Одной из основных задач является прокладка обводных железнодорожных путей северо-западнее г. Алматы, вынос грузовой станции Алматы в район перспективной промзоны в Междуреченске, строительство международного аэропорта для обслуживания зарубежных авиакомпаний за пределами пригородной зоны. Предусматривается развитие скоростного экологически чистого общественного транспорта.

Для Алматы предлагается внедрение следующих видов транспортных технологий: метро — 16.3 километра, легкорельсовый транспорт по городу и пригороду — 65 километров.

 

На реализацию Генплана потребуется около 8 триллионов тенге

Территория Алматы в связи с развитием пригородной зоны меняться не будет. Районы, которые входят в пригородную зону, не будут подчиняться Алматы. Но они будут развиваться только в соответствии с этим Генеральным планом, который учитывает все интересы и прежде всего экологию и экономику Алматы.

Заместитель акима г. Алматы Виктор Долженков пояснил, что Генплан включает в себя три зоны:

— Зона влияния Алматы распространяется до 100 километров: это северное побережье Капшагайского водохранилища, затрагивает Иссыкский, Енбекшиказахский и Жамбылский районы. Внутри, чуть меньше, сама пригородная зона, которая распространяется до Талгара, Каскелена и до северного побережья Капшагая. И зона особого градостроительного регулирования, которая регулируется уже имеющимися постановлениями правительства. Это зона в 10-15 км от границы Алматы, в основном это Большая кольцевая алматинская дорога.

Всего под действие Генплана попадает 221 населённый пункт. На его реализацию потребуется порядка 8 триллионов тенге.

 

 

Подготовила Иветта Шутова по материалам almanews.kz, kt.kz, kn.kz