Как будут контролировать сделки с недвижимостью
Комитет по финансовому мониторингу Минфина РК, получив сообщение о подозрительной операции, в течение 24 часов вправе принять решение о её приостановлении на срок до 3 дней.
4 марта 2010 года мы уже писали о том, что в Казахстане вводится закон по финконтролю за суммами сделок. Закон был принят 28 августа 2009 года. Его полное название звучит так: «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путём, и финансированию терроризма». Но кроме этого он определяет взаимоотношения субъектов на рынке недвижимости.
Учитывая интерес наших читателей к этой теме, в этом номере мы размещаем основные положения данного закона, подготовленные юристом Бахытом Касымбековым.
К субъектам финансового мониторинга относятся, в частности, банки, нотариусы, адвокаты, другие независимые специалисты по юридическим вопросам — в случаях, когда они от имени или по поручению клиента участвуют в операциях с деньгами и (или) иным имуществом в отношении, например, покупки и продажи недвижимости.
К операциям с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащим финансовому мониторингу, относятся сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательной государственной регистрации, если сделка в сумме равна или превышает 45 000 000 тенге (примерно $300 тысяч) либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 45 000 000 тенге или превышает её.
Однако если сделка будет являться подозрительной, то она подлежит финансовому мониторингу независимо от суммы, на которую она совершена.
Критериями определения подозрительной операции являются:
1) совершение сделки, не имеющей очевидного экономического смысла;
2) совершение действий, направленных на уклонение от процедур финансового мониторинга, предусмотренных настоящим законом;
3) совершение операции, по которой имеются основания полагать, что данная операция направлена на финансирование терроризма и (или) экстремизма.
Действием, направленным на уклонение от процедур финансового мониторинга, может являться, например, несущественное занижение суммы сделки, скажем, когда сумма сделки составляет не 45 млн тенге, а 44 999 999 тенге.
Субъекты финансового мониторинга должны принимать меры по надлежащей проверке своих клиентов, которая включает следующие меры:
1) фиксирование сведений, необходимых для идентификации физического лица, совершающего операцию с деньгами и (или) иным имуществом: данные документа, удостоверяющего его личность, РНН, ИИН;
2) фиксирование сведений, необходимых для идентификации юридического лица, совершающего операцию с деньгами и (или) иным имуществом: данные учредительных документов, РНН, БИН, а также адрес места нахождения;
3) фиксирование сведений, необходимых для идентификации получателя по операции с деньгами и (или) иным имуществом и его представителя, в том числе РНН, ИИН, а также отметка о сверке подписи получателя или представителя (при наличии);
4) установление предполагаемой цели и характера деловых отношений;
5) проведение на постоянной основе проверки деловых отношений и изучение операций, осуществляемых клиентом через данный субъект финансового мониторинга.
Субъектам финансового мониторинга, предоставляющим информацию в Комитет по финансовому мониторингу, запрещено извещать об этом клиентов и иных лиц, в отношении которых передаётся информация.
Субъекты финансового мониторинга при проведении надлежащей проверки клиента обязаны документально фиксировать сведения о клиенте.
Сведения и информация об операции, подлежащей финансовому мониторингу, предоставляются субъектами финансового мониторинга в Комитет по финансовому мониторингу Минфина РК.
Сведения и информация об операции, подлежащей финансовому мониторингу, не предоставляются адвокатами в случае, если эти сведения и информация получены в связи с оказанием юридической помощи по вопросам представительства и защиты физических и юридических лиц в органах дознания, предварительного следствия, судах.
Представление в Комитет по финансовому мониторингу сведений и документов субъектами финансового мониторинга не является разглашением служебной, коммерческой, банковской или иной охраняемой законом тайны.
Комитет по финансовому мониторингу будет составлять перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, и направлять соответствующим государственным органам, которые сообщают о нём его субъектам финансового мониторинга.
За нарушение норм закона штраф на физических лиц составит 100 МРП (в 2010 году 1 МРП составляет 1 413 тенге), на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — от 200 до 220 МРП; на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства,— от 350 до 400 МРП. Кроме этого извещение должностными лицами субъектов финансового мониторинга своих клиентов и иных лиц о предоставленной в Комитет по финансовому мониторингу информации влечёт штраф от 140 до 150 МРП.