Все регионы 

Предложено внести изменения и дополнения в Земельный кодекс РК

Статьи: Предложено внести изменения и дополнения в Земельный кодекс РК

Земельные участки для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства предложено предоставлять в частную собственность лишь после их освоения.

Проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан" вынесен на рассмотрение парламента Постановлением Правительства Республики Казахстан №901 от 30 сентября 2008 года. Указанный законопроект содержит много новых норм, которые уточнят перечень исключительных случаев, при которых земельный участок может быть изъят для государственных нужд, а также момент установления выкупной цены, упорядочат процедуру изъятия земель и действия (взаимодействие) исполнительных органов при осуществлении изъятия (выкупа) земель, конкретизируют вопросы заключения договоров о выкупе земельных участков, введут обязательность государственной регистрации решений исполнительных органов об изъятии, заключаемых договоров о выкупе земель и прекращения прав собственности или землепользования на изымаемые земельные участки.

С учетом рыночных механизмов предполагается урегулировать вопросы ценового зонирования территорий населенных пунктов и установления базовых ставок платы за земельные участки в городах областного и районного значения, поселках и сельских населенных пунктах. В частности, статью 8 Земельного кодекса предполагается дополнить пунктом 1-1 следующего содержания: "1-1. Зонирование земель в населенных пунктах также проводится в целях определения границ оценочных зон с поправочными коэффициентами к базовым ставкам платы на земельные участки". Это обусловлено тем, что базовые ставки платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность в городах областного и районного значения, поселках и сельских населенных пунктах устанавливаются совместными решениями областных представительных и исполнительных органов в зависимости от местных условий и особенностей. В связи с различными уровнями развития сел, поселков и малых городов одинаковый размер базовых ставок в них является неоправданным. В случае принятия закона будет индивидуальный подход к определению базовых ставок по каждому конкретному населенному пункту.

В целях исключения спекуляции земельными участками пункт 2 статьи 50 Земельного кодекса предполагается дополнить частью 2-й следующего содержания: "Предоставление земельных участков бесплатно в частную собственность для личного подсобного хозяйства (приусадебный надел) и индивидуального жилищного строительства производится после освоения земельных участков. Предоставление земельных участков для указанных целей на период освоения производится на праве временного возмездного землепользования (аренды) с установлением условий и сроков освоения участков в соответствии со статьей 92 настоящего Кодекса". Ограничения данного законопроекта предусматривают, что первоначально участок будет выдаваться только в аренду, и только после освоения участка можно будет поменять госакт с правом землепользования на госакт с правом частной собственности.

В целях более четкой регламентации вопросов изъятия земель для госнужд статью 85 предлагается дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания: "Решение о принудительном отчуждении (выкупе) земельного участка в зависимости от того, для удовлетворения каких государственных нужд принудительно отчуждается земельный участок, принимается Правительством Республики Казахстан или местными исполнительными органами в соответствии с их компетенцией, предусмотренной настоящим Кодексом. В тех случаях, когда принятие решения о принудительном отчуждении земельных участков входит в компетенцию вышестоящего исполнительного органа, подготовку материалов для принятия данного решения, а также предъявление в суд иска и представление его интересов в суде в случае несогласия собственника или негосударственного землепользователя с решением о выкупе у него земельного участка для государственных нужд либо недостижения с ним соглашения о цене за выкупаемый земельный участок или других условиях выкупа осуществляет нижестоящий исполнительный орган по месту нахождения земельного участка.

В решении должны быть указаны:
1) цель изъятия (выкупа);
2) основания изъятия (выкупа);
3) местоположение, площадь, кадастровый номер участка;
4) собственник земельного участка или землепользователь, у которого намечается изъятие (выкуп) земельного участка (права землепользования);
5) срок, в течение которого предстоит осуществить изъятие (выкуп).

В решение при необходимости могут быть включены и иные данные, связанные с изъятием (выкупом) земельного участка. При согласии собственника или негосударственного землепользователя с решением об изъятии (выкупе) у него земельного участка для государственных нужд и достижении с ним соглашения об условиях договора об изъятии (выкупе) земельного участка для государственных нужд орган, принявший решение об изъятии (выкупе), заключает с ним указанный договор.

В договоре об изъятии (выкупе) земельного участка для государственных нужд должна быть указана следующая информация:
1) цена за выкупаемый земельный участок (право землепользования), определяемая в порядке, установленном статьей 87 настоящего Кодекса, и идентификационные характеристики объекта недвижимости либо земельного участка, предоставляемого собственнику земельного участка взамен выкупаемого для государственных нужд;
2) разница в стоимости в случае, если стоимость выкупаемого земельного участка (недвижимого имущества) окажется выше стоимости предоставляемого земельного участка (недвижимого имущества);
3) размер подлежащих возмещению убытков, в случае их причинения в связи с принудительным отчуждением земельного участка;
4) срок уплаты цены за выкупаемый земельный участок или передачи квартиры (жилого дома) либо земельного участка, предоставляемого собственнику взамен выкупаемого для государственных нужд.

Прекращение права собственности у собственника земельного участка и прекращение права землепользования у негосударственного землепользователя подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании договора о выкупе земельного участка для государственных нужд или решения суда и заявления органа, принявшего решение о выкупе, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество".

В статью 92 Земельного кодекса Республики Казахстан предполагается внести дополнение, которое позволит принудительно изымать у собственника и землепользователя земельный участок, предоставленный на праве землепользования для ведения сельскохозяйственного производства, в том числе для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, если он не используется в общей сложности два года в пятилетний период. Также статья 92 дополнится новыми частями следующего содержания: "Срок и условия освоения земельного участка определяют местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения), акимы городов районного значения, поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов, а на территории специальной экономической зоны местные исполнительные органы соответствующей административно-территориальной единицы или администрация специальной экономической зоны в пределах их компетенции по предоставлению земельных участков, установленной настоящим Кодексом, в зависимости от целевого назначения предоставляемого земельного участка и правового режима земель, установленных на данной территории в соответствии с зонированием земель (территорий) и градостроительными регламентами.

При этом срок освоения земельного участка, предоставленного для целей строительства, устанавливается на основании проектной документации, утвержденной в соответствии с государственными нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. А для целей строительства без проектной, проектно-сметной документации либо по эскизам, эскизным проектам (строительство индивидуальных жилых домов, кроме строительства в зонах повышенной сейсмической опасности или с иными особыми геологическими, гидрогеологическими и геотехническими условиями, требующими специальных проектных решений и мероприятий по их реализации; возведение временных строений, располагаемых на собственных приусадебных участках или участках садовых и огородных товариществ, а также жилых и (или) хозяйственно-бытовых помещений для сезонных работ и отгонного животноводства) и для сельскохозяйственных целей срок освоения земельного участка устанавливается не менее двух лет".

Подготовил Бахыт КАСЫМБЕКОВ.
Фото Фархата ШАМШИДИНОВА

наверх



Опубликовано 6 ноября 2008 7801 просмотр Добавить комментарий