Все регионы 

Что нужно знать, сдавая жилье в аренду

Статьи: Что нужно знать, сдавая жилье в аренду

Наши читатели спрашивают, имеет ли право несобственник квартиры сдавать ее в аренду, нужно ли заверять договор аренды у нотариуса, обязательно ли регистрироваться в качестве ИП и уплачивать налоги при сдаче жилья в аренду. За ответами на эти и другие вопросы мы обратились в юридические фирмы, а также в налоговые комитеты г. Алматы.

Как нам пояснили сотрудники одной из юридических фирм г. Алматы, согласно законодательству РК, сдавать недвижимое имущество внаем (в аренду) может только его собственник либо лица, уполномоченные на то собственником путем нотариально удостоверенной доверенности. Если же собственников сдаваемого в аренду жилья несколько, то доверенность должна быть составлена от имени каждого из собственников. Арендатора (нанимателя), согласно ст. 23 Закона РК "О жилищных отношениях", арендодатель выбирает самостоятельно по своему желанию. Арендатором может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Как правило, между арендодателем и арендатором заключается договор аренды, в котором оговариваются условия проживания: срок, размер платы за наем, условия оплаты коммунальных услуг, распределение обязанностей по ремонту, основания выселения нанимателей и прочее. Как нам рассказали юристы, договор аренды (найма) будет служить для арендатора доказательством правомерности его проживания в данном жилище, а для арендодателя – страховкой на случай каких-либо непредвиденных действий со стороны нанимателя и для обеих сторон – основным документом в случае возникновения споров и разногласий.

Кстати, договор, не предусматривающий срока действия и иных оснований прекращения, может быть расторгнут арендодателем в любое время с предупреждением арендатора не менее чем за три месяца до даты предполагаемого расторжения. При прекращении либо расторжении договора арендатор вместе со всеми проживающими с ним лицами подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения. При досрочном расторжении договора арендатором он обязан предупредить об этом арендодателя не менее чем за один месяц либо уплатить за этот месяц установленную договором плату.

Если договор аренды заключается на срок менее одного года, то нотариально заверять его не обязательно. Если же договор аренды заключается на срок более одного года, то его необходимо нотариально заверить. Для этого нотариусу нужно предоставить справку об отсутствии обременений, согласие супруга или супруги (в случае, если арендодатель не состоит в браке, то письменное заявление об этом), а также правоустанавливающие документы (договор купли-продажи, мены, дарения) на сдаваемое в аренду помещение. Стоимость данной услуги в нотариальных конторах г. Алматы, как правило, составляет 12 000 тенге. Кроме того, данный договор необходимо будет зарегистрировать в центре обслуживания населения (ЦОНе) по месту нахождения жилища. Для регистрации в ЦОН нужно предоставить копию договора, копии правоустанавливающих документов на жилье, а также копии удостоверений личности и РНН обеих сторон. Регистрация займет около 20 дней и обойдется в 584 тенге.

Сдача жилья в аренду относится к предпринимательской деятельности. Как нам пояснили в налоговых органах, граждане, имеющие годовой доход от предпринимательской деятельности, превышающий 12 МРП, то есть 14 016 тенге (в 2008 году 1 МРП составляет 1 168 тенге), подлежат обязательной государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) и обязаны уплачивать налоги с данного вида деятельности.

Для того чтобы встать на учет и зарегистрироваться в качестве ИП, гражданам необходимо обратиться в территориальный налоговый орган по месту жительства. Районные налоговые комитеты г. Алматы расположены по следующим адресам:
- Алмалинский район – проспект Абылай хана, 93/95, угол улицы Казыбек би;
- Ауэзовский район – проспект Алтынсарина, 23, угол улицы Шаляпина;
- Бостандыкский район – улица Айманова, 191, угол улицы Жандосова;
- Жетысуский район – проспект Абылай хана, 2 (напротив ж/д вокзала Алматы II);
- Медеуский район – проспект Абылай хана, 93/95, угол улицы Казыбек би;
- Турксибский район – улица Шолохова, 14, угол улицы Акынов.

Для государственной регистрации в качестве ИП налоговому инспектору нужно предоставить заявление установленного образца, удостоверение личности, фотографию 3х4 и уплатить сбор за регистрацию в размере 4 672 тенге. При этом не являются плательщиками сбора за государственную регистрацию крестьянские (фермерские) хозяйства, инвалиды I, II и III группы, а также репатрианты (оралманы), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица до приобретения гражданства Республики Казахстан.

При наличии вышеперечисленных документов регистрация производится не позднее следующего рабочего дня после предоставления документов. После регистрации индивидуальный предприниматель может исчислять, уплачивать налоги и предоставлять налоговую отчетность на основе патента (2% от дохода) или на основе упрощенной декларации (доход облагается налогом по ставке 3%).

Подготовила Ирина ПОЧИКЕЕВА.
Фото Фархата ШАМШИДИНОВА

наверх



Опубликовано 28 августа 2008 8484 просмотра Добавить комментарий