Согласно Конституции РК, отчуждение имущества возможно, если только изъятие производится для государственных нужд, только в исключительных случаях и только при условии равноценного возмещения.

Наши читатели спрашивают, какую роль выполняет "Алматыжер" при выкупе жилья, а также чем отличаются понятия "государственная нужда" и "государственная надобность", которые применяются при изъятии объектов недвижимости.

Государственное коммунальное предприятие "Алматыжер" было создано 7 августа 1998 года.

Первоначально оно именовалось "Алматыжеркадастр" и занималось землеустройством и земельным кадастром. Впоследствии ГКП "Алматыжер" постановлениями акима г. Алматы №3/492 от 14 июня 2004 года и №3/393 от 27 июня 2005 года передали право подписи и заверения печатью договоров о работе по изъятию земельных участков для государственных надобностей, договоров выкупа недвижимого имущества и земельных участков, изымаемых для государственных надобностей.

Фактически, ГКП "Алматыжер" выступает в роли посредника в отношениях между инвестором и собственником при изъятии жилья.

Правомерно ставится вопрос о понятиях "государственная нужда" и "государственная надобность". Согласно пункту 3 статьи 26 Конституции Республики Казахстан, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения.

В 2005 году некоторые депутаты обратились в Конституционный суд и поставили вопрос о подмене конституционного понятия "государственные нужды" понятием "государственные надобности", которое было закреплено в Земельном кодексе и других законодательных актах.

Рассмотрев этот запрос, Конституционный совет Республики Казахстан постановлением №4 от 1 июля 2005 года дал официальное толкование по данному вопросу. Вкратце суть документа заключается в следующем: отчуждение имущества возможно, если только изъятие производится для государственных нужд, только в исключительных случаях и только при условии равноценного возмещения.

Также разъяснено, что понятия "нужда" и "надобность" хотя и близки по содержанию, но тем не менее несут неодинаковую смысловую нагрузку. Термин "нужда" означает более высокую степень потребности, чем "надобность".

Первоначально Земельный кодекс содержал понятие "государственная надобность". Однако только 6 июля 2007 года Законом Республики Казахстан №279 в Земельном кодексе слово "надобность" было изменено на слово "нужда".

При этом в статье 84 ЗК приводится перечень оснований для принудительного изъятия земель для государственных нужд:
1) международное обязательство;
2) предоставление земель для нужд обороны, особо охраняемые природные территории оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, создание и функционирование специальных экономических зон;
3) обнаружение и разработка месторождения полезных ископаемых (кроме общераспространенных);
4) строительство дорог, линий электропередачи, линий связи, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей общего пользования населенных пунктов, а также других объектов, имеющих государственное значение;
5) снос аварийного и ветхого жилья, грозящего обвалом (обрушением);
6) исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов, подпадающих под перечень исключительных случаев, установленных настоящей статьей, а также строительства объектов, предусмотренных государственными и региональными программами, и инвестиционных проектов, обеспечивающих государственные интересы и достижение общественно значимых целей.

Кроме этого, законами Республики Казахстан могут предусматриваться и другие исключительные случаи принудительного отчуждения земельных участков для государственных нужд.

В настоящее время некоторые ученые-правоведы ставят вопрос о необходимости внесения изменений в Земельный кодекс. Вплоть до исключения пункта 6 статьи 84 ЗК (указанной выше). Это связано, например, с тем, что понятие "инвестиционные проекты, обеспечивающие государственные интересы и достижение общественно значимых целей" очень размытое и, например, строительство коммерческого объекта может также считаться частью генерального плана.

Подготовил Бахыт КАСЫМБЕКОВ.
Фото Фархата ШАМШИДИНОВА

наверх