Все регионы 

Если ваше жилье некачественно отремонтировали

Статьи: Если ваше жилье некачественно отремонтировали

Отвечаем на вопросы наших читателей: что делать, если не устраивает, как фирма отремонтировала квартиру, куда обращаться, чтобы обязать эту организацию устранить недостатки или возместить ущерб.

Какие потребуются документы?
Как заказать экспертизу?
Как подать исковое заявление в суд?

За консультацией о том, как потребитель может решить подобную проблему, мы обратились в юридические фирмы, а также в общества защиты прав потребителей г. Алматы

Многие из нас при проведении ремонта в квартире или доме обращаются к услугам ремонтно-строительных организаций и фирм, при этом полностью полагаясь на их компетенцию в данном вопросе.

Однако спустя время в работе могут обнаружиться существенные недостатки. Получается, деньги за ремонт потрачены впустую, остается нанимать других мастеров или переделывать самостоятельно, но правильнее всего – защитить свои права потребителя законным путем.

Какие потребуются документы?

Как пояснили в юридических фирмах города Алматы, основными условиями, при которых можно законно защитить свои права при некачественно выполненном ремонте, являются заключенный с фирмой договор на проведение ремонтных работ и обязательное наличие у этой фирмы государственной лицензии.

Если во время выполнения работ станет очевидным, что они не будут выполнены в соответствии с условиями договора, заказчик вправе расторгнуть договор о выполнении работ, потребовать возмещения средств или назначить исполнителю соответствующий срок для устранения недостатков, согласно статье 16 Закона "О защите прав потребителей".

Когда ремонт закончен, заказчик подписывает документы о приеме работы. Если после этого появились дефекты, и хозяин квартиры считает, что это произошло из-за некачественно проведенного ремонта, он вправе в соответствии с вышеуказанным законом потребовать устранить их или через суд возместить ему материальный и моральный ущерб.

Сотрудники юридических фирм также убеждены, что сначала стоит попробовать решить конфликт между фирмой и заказчиком ремонта во внесудебном порядке. Для этого нужно поставить руководство строительной фирмы в известность о претензиях к ремонту.

Основой для определения надлежащего качества работ являются действующие нормативно-технические документы, а в случае отсутствия документальной основы – образцы некачественных изделий или предъявляемые законодательством требования к качеству для аналогичных товаров и услуг соответственно статье 9 Закона "О защите прав потребителей".

Как заказать экспертизу?

Если заказчику ремонта не удается на словах доказать свою правоту, то ему потребуется заказать экспертизу, которая определит точно, что сделано не так и какова должна быть сумма компенсации. Подобную экспертизу, как нам объяснили в одном из обществ защиты прав потребителей, можно заказать в оценочной организации.

При этом специалист одной из оценочных фирм уточнил для наших читателей важный момент: только оценщик, имеющий лицензию на право проведения строительной экспертизы, может составить компетентный отчет о качестве ремонта. Средняя стоимость экспертизы составляет 1 000 тенге за квадратный метр.

Как подать исковое заявление в суд?

Защита прав заказчика ремонта происходит по его письменному обращению в районный или городской суд общей юрисдикции. Истец, как правило, подает исковое заявление в суд по месту нахождения ответчика либо по месту заключения или исполнения договора (если владелец квартиры постоянно проживает по другому адресу).

Цель подобного иска – восстановление нарушенных имущественных прав (размер государственной пошлины с истца в этом случае будет равен 1% от суммы исковых требований). В случае вынесения судом решения в пользу истца (заказчика ремонта) со строительной фирмы будут взысканы все понесенные истцом судебные расходы, включая уплаченную государственную пошлину.

Кстати, если экспертиза не была проведена потребителем заранее, суд назначит ее в Центре судебной экспертизы г. Алматы (стоимость экспертизы прибавляется к сумме возмещения ущерба).

Согласно Закону Республики Казахстан "О защите прав потребителей" истец вправе предъявить также требования о возмещении морального вреда. По статье 18 указанного закона, "моральный вред, причиненный гражданину вследствие нарушения его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины в размере, определяемом судом".

Причинение морального вреда необходимо документально доказать. Например, если был причинен вред самочувствию – предъявить медицинские, психологические заключения.

Согласно статье 16 Закона "О защите прав потребителей", исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу заказчика, возникший в связи с использованием материалов, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений или оказания услуг вне зависимости от знания исполнителем их свойств.

Важно знать, что при предъявлении требований возместить моральный ущерб к государственной пошлине доплачивают сумму, равную 50% от одного месячного расчетного показателя (МРП) – 546 тенге, независимо от взыскиваемой суммы возмещения морального вреда (в 2007 году один МРП равен 1 092 тенге).

Со своей стороны производитель работ не несет ответственности за недостатки в выполненных работах или оказанных услугах, если докажет, что они возникли по вине самого заказчика.

Исполнитель также не несет ответственности за просрочку начала и окончания выполнения работ (оказания услуг) и устранения недостатков, если докажет, что просрочка возникла вследствие вины потребителя.

По поручению граждан к исполнителю работ с претензией об устранении им в добровольном порядке нарушений или возмещении ущерба, причиненного этими нарушениями, вправе обращаться и общества защиты прав потребителей.

Если в течение 10 дней фирма не даст ответа на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный ущерб, общественные организации от лица заказчика ремонта вправе обратиться в суд по статьям Закона "О защите прав потребителей".

В случае удовлетворения предъявленных требований, заявленных от лица общества потребителей, суд выносит решение о взыскании с фирмы не только штрафа в размере цены иска, но и о возмещении понесенных издержек общественной организации защиты прав потребителей.

При этом иски, направляемые обществом защиты прав потребителей для рассмотрения в судебные инстанции, государственной пошлиной не облагаются (статья 23 Закона "О защите прав потребителей").

Подготовила Иветта ШУТОВА.
Фото Фархата ШАМШИДИНОВА




Опубликовано 4 апреля 2007 4902 просмотра Добавить комментарий