Арендуя социальное жилье, граждане с низкими доходами смогут решить свой квартирный вопрос. При этом проживание в арендном доме по договору найма позволит молодым семьям, работникам бюджетной сферы накопить средства для покупки квартиры через систему строительных сбережений или посредством ипотеки


Трехлетняя Госпрограмма жилищного строительства в Казахстане, призванная обеспечить доступным жильем население республики, реализуется с 2005 года. Установленные на 2005 год нормы ввода площадей были перекрыты в 1.8 раза.

По информации Комитета по делам строительства Министерства индустрии и торговли, в 2006 году за счет всех источников финансирования в Казахстане ожидается ввод в эксплуатацию 5.11 млн квадратных метров жилья. Только за I квартал 2006 года в жилищное строительство по республике инвестировано 52.8 млрд тенге.

По ходу реализации Госпрограммы по жилью наметился ряд проблем, которые правительство, акиматы и банки решали в течение всего прошлого года. Так, по словам уполномоченных органов РК, в ряде областей жилья было построено больше, чем могут выкупить граждане, в то время как в Астане и Алматы его остро не хватает. Поэтому схема распределения госкредитов была пересмотрена для того, чтобы обеспечить предложение на жилье в соответствии со спросом.

Также многие из участников не смогли подтвердить свою платежеспособность, в связи с этим требования для прохождения порога платежеспособности были смягчены. Исключено к тому же и обязательное страхование гражданско-правовой ответственности и личного страхования заемщика, что в свою очередь сокращает расходы по получению займов.

Были снижены комиссионные сборы по кредитованию, продлены до 25 лет сроки предоставления займа. Внесены изменения и в правила реализации жилья: упорядочена процедура приема и рассмотрения заявлений граждан, детализированы категории населения, имеющие право на жилье по Госпрограмме, чего не было в первоначальном тексте программы.

Общенациональный план мероприятий по реализации Госпрограммы, утвержденный указом Президента РК Нурсултаном Назарбаевым от 30 марта 2006 года, также предусматривает четыре новых направления в развитии Государственной жилищной программы. Так, изменения сводятся к подготовке правовой базы для осуществления следующих мероприятий.

Во-первых, будет развиваться кредитование индивидуального жилищного строительства. Перед правительством поставлена задача утвердить Правила предоставления прав на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство не позднее января 2007 года.

Во-вторых, к 2007 году намечено сделать более удобной и популярной систему по строительным сбережениям, для этого потребуется внесение изменений и дополнений в законодательство РК.

В-третьих, намечено развитие сектора арендного доступного жилья, что является новым направлением для нашей республики. Так, нормативно-правовая база для строительства арендных домов должна быть готова к марту 2007 года.

И, наконец, не позднее июня 2006 года должна быть утверждена Программа развития жилищно-коммунальной сферы РК на 2006–2008 годы, которая повлечет за собой нововведения, способные качественно улучшить «уход» за жилым фондом.

Правительство уже сделало первые конкретные шаги для осуществления намеченных мероприятий. Так, 18 апреля в Астане на заседании Госкомиссии по контролю за реализацией программы жилищного строительства под председательством премьер-министра РК Даниала Ахметова было отмечено, что для стимулирования индивидуального жилого строительства необходимо уделить внимание инфраструктуре, инженерным коммуникациям. Выдача участков под ИЖС затруднена только в Астане и Алматы, где нет свободной земли и цены на нее очень высокие. В остальных же регионах республики земельные участки под типовое малоэтажное строительство имеются.

На развитие и обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры районов застройки в рамках Государственной программы на 2006 год из республиканского бюджета предусмотрено выделить 20 млрд тенге. Из них для ускоренного развития индивидуального жилищного строительства – 10 млрд тенге.

Также на совещании Госкомиссии было отмечено, что за два года реализации Государственной программы жилищного строительства в Казахстане сдано в эксплуатацию 10 525 квартир, из них заселено лишь 5 426. Уровень реализации сданных в эксплуатацию квартир низок из-за того, что жилье не в полной мере обеспечено инженерными сетями. А в связи с тем, что планы по реализации построенного на бюджетные средства жилья на сегодняшний день выполняются не полностью, то соответственно тормозится и возврат государственных средств.

К началу II полугодия 2006 года Кабинет министров РК планирует также приступить и к реализации проекта развития арендного жилья. Как следует из Концепции развития арендного сектора, представленной на заседании Госкомиссии председателем Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Арманом Дунаевым, арендуя социальное жилье, граждане с низкими доходами смогут решить свой квартирный вопрос. При этом проживание в арендном доме по договору найма позволит молодым семьям, работникам бюджетной сферы накопить средства для покупки квартиры через систему строительных сбережений или посредством ипотеки.

Система строительных сбережений представляет собой механизм финансирования жилья, основанный на накоплении индивидуальных сбережений в целях получения займа для улучшения своих жилищных условий. Данная система в большей части предназначена для категории граждан, не имеющих достаточных средств для внесения первоначальных взносов при получении ипотечных кредитов в банках второго уровня, но имеющих достаточно стабильный доход.

Для привлечения же частных инвесторов к реализации проекта разрабатывается механизм государственной поддержки строительства. Проект закона предусматривает поправки в Таможенный кодекс, в Кодекс о налогах и обязательных платежах в бюджет, в закон «Об инвестициях», а также в закон «О жилищных отношениях».

В апреле текущего года ожидается также и утверждение в правительстве проекта Программы развития жилищно-коммунальной сферы на 2006–2008 годы. Эта программа разработана Министерством индустрии и торговли РК для обеспечения надлежащей эксплуатации жилищного фонда, создания безопасных и комфортабельных условий для проживающих людей.

Проект программы изучался и дорабатывался с учетом мнений всех заинтересованных органов, включая работников коммунальной сферы. В основе этого документа лежат современные подходы к строительным и финансовым решениям. В частности, при акиматах предусмотрено создание жилищных инспекций, в обязанности которых войдет вынесение собственникам и арендаторам жилых и нежилых помещений предупреждений об устранении выявленных несоответствий нормативным требованиям.

Предполагается также введение жилищной помощи семьям, не способным внести требуемую сумму для осуществления капитального ремонта дома. Порядок и размеры такой жилищной помощи будут определяться местными представительными органами, согласно положениям Закона РК «О жилищных отношениях».

Подготовила Иветта ШУТОВА