Kolesa.kz Автомобили
Krisha.kz Недвижимость
Как застраховать свое жилье?
Сегодня мы расскажем о процедуре страхования недвижимости, об условиях и видах страхования, а также о расценках на данный вид услуг. За консультацией мы обратились к сотрудникам нескольких страховых фирм города Алматы
Процедура страхования состоит из следующих основных этапов:1. Возникновение страхового интереса (для страхователя – возмещение ущерба, для страховой компании – экономический интерес, то есть получение прибыли). Страхователь – физическое или юридическое лицо, желающее застраховать свое имущество.
2. Акцептация риска (оценка недвижимости). Кстати, страховые фирмы могут не принять к страхованию ветхое жилье или находящееся в аварийном состоянии, расположенное в отдаленном районе без присмотра, например, в дачном массиве.
3. Заключение договора страхования (для физических лиц чаще всего – в форме страхового полиса, однако по требованию клиента страховая компания обязана оформить и договор страхования).
На данном этапе стороны приходят к соглашению, страхователь выплачивает страховую премию (или взнос), а фирма при наступлении страхового случая берет на себя ответственность перечислить на банковский счет клиента страховую выплату. Как пояснили сотрудники страховых компаний, все выплаты производятся только перечислением на банковский счет клиента. Следовательно, перед тем как застраховать свое жилье, нужно открыть счет в банке.
4. Обслуживание договора страхования (или полиса) – соблюдение условий договора, возобновление договора.
Объектами страхования являются:
1. Имущественные интересы клиента, связанные с владением, пользованием и/или распоряжением имуществом (квартира, включая отделку помещения, домашнее имущество).
2. Гражданско-правовая ответственность клиента за причинение вреда имуществу третьих лиц (соседям застрахованного), возникающая в результате эксплуатации за- страхованного имущества.
При возникновении страхового интереса клиент в офисе фирмы (как правило, для страхования имущества физических лиц сотрудники компании не выезжают на место) заполняет заявление (оферту) установленной формы, где указывается оценка имущества, которую, как правило, производит оценочная компания (по договоренности со страховой фирмой). Размер страховой премии (взноса) будет зависеть от выбранного риска и класса жилья, а также от страховой суммы. Страховая сумма – это максимально возможная сумма, которую при наступлении страхового случая может получить страхователь. Страховая сумма не должна превышать реальной стоимости имущества, но может быть и меньше. Определяется она клиентом по согласованию со страховой компанией.
Все здания в г. Алматы разделены на 4 класса:
- 1-й класс – крупнопанельные дома с монолитными стыковыми соединениями;
- 2-й класс – одно- и многоэтажные здания с железобетонным каркасом и стеновыми ограждениями из кирпичной кладки;
- 3-й класс – деревянные, сборно-щитовые, кирпично-деревянные дома;
- 4-й класс – дома из самана, золоблоков и кирпича-сырца.
- от пожара, в среднем:
- 1-й класс – 0.1% от страховой суммы,
- 2-й класс – 0.15%,
- 3-й класс – 0.2%,
- 4-й класс – 0.25%; - от повреждения имущества водой соответственно:
- 0.1%,
- 0.15%,
- 0.20%,
- 0.25%; - от кражи со взломом, грабежа, разбоя:
- 1-2-й классы – 0.05%,
- 3-й класс – 0.1%,
- 4-й класс – 0.2%; - от стихийных бедствий:
- 1-2-й классы – 0.03%,
- 3-й класс – 0.05%,
- 4-й класс – 0.06%; - от взрыва газопровода, паровых котлов: 0.01% для всех классов.
- от пожара – 0.1%;
- от кражи – 0.3%,
- от взрыва – 0.02%.
Страхование гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами в среднем для всех классов – 0.3%.
По требованию клиента в договор страхования могут быть внесены и другие риски.
Тариф за полный пакет рисков в среднем составляет 0.5% от страховой суммы. Договор (или полис) о страховании жилья и имущества заключается сроком от 1 до 12 месяцев. Кстати, согласно Закону РК «О национальной валюте», все финансовые операции со страховыми компаниями производятся только в тенге.
Как пояснила финансовый консультант одной из страховых фирм Алматы Парфенова Л.А., при заполнении заявления страхователю также нужно обратить внимание на наличие пункта о форс-мажорных обстоятельствах (например, военные действия, мятежи, забастовки, а также такое природное явление, как удар молнии), страховая фирма в этих случаях не несет финансовой ответственности.
При возникновении страхового случая страхователь должен в установленный срок (по правилам страхования), который обычно указывается на обороте страхового полиса, а также в договоре, известить об этом страховую фирму. По истечении этого срока компания не будет возмещать причиненный ущерб. Параллельно с этим клиент должен обратиться в соответствующие органы (КСК, ЧС, пожарную службу или др.). Они зафиксируют происшедшее в соответствующем акте. Затем в офисе компании заполняется заявление установленной формы с указанием всех обстоятельств происшедшего случая.
Размер ущерба, нанесенного застрахованному имуществу, определяется, как правило, аварийными комиссарами оценочной компании. Страховая выплата перечисляется на банковский счет клиента в течение определенного количества дней (также согласно правилам страхования), но только после предоставления всех документов, а не сразу после наступления страхового случая. Однако при подозрении умышленных действий (даже после выплаты страховой суммы) компания может провести собственное расследование (то есть предъявить регрессные требования) и возместить через суд свои убытки.
Итак, подсчитаем: допустим, вы решили застраховать свою 1-комнатную квартиру, используя так называемый полный пакет рисков. Страховая сумма для 1-комнатной квартиры составит 8 960 000 тенге (70 тыс. долларов). Страховая премия (взнос) составит 0.5% от страховой суммы, то есть 44 800 тенге (350 долларов). При наступлении страхового случая компания выплатит сумму в размере причиненного ущерба. При этом страховая выплата не может быть больше страховой суммы.
При заключении страхового полиса (или договора) страхователю нужно обязательно обратить особое внимание на пункт о наличии франшизы. Франшиза – это доля участия страхователя в возмещении ущерба, как правило, она составляет 5 – 10% от страховой суммы. Размер страховой премии (взноса) при договоре с франшизой значительно уменьшается и может составлять примерно 20 000 тыс. тенге. Но при возникновении страхового случая компания выплатит только разницу между размером причиненного ущерба и размером франшизы. Ущерб же, равный размеру франшизы, клиенту не возмещается.
Подготовила Инна ПЧЕЛЯНСКАЯ
Фото Фархата ШАМШИДИНОВА