Отвечаем на вопросы наших читателей о том, как получить разрешение в уполномоченных органах на строительство отдельных объектов.

Каждое заинтересованное физическое или юридическое лицо (собственник, заказчик, застройщик), имеющее намерение осуществить новое строительство либо провести реконструкцию отдельных помещений или иных частей существующего здания в своих целях (для проживания, оказания услуг, выпуска продукции, получения прибыли и тому подобное), должно подать письменное заявление в местные исполнительные органы.

На основании такого заявления местные исполнительные органы принимают одно из следующих решений:
1) о предоставлении заявителю земельного участка (прирезке к имеющемуся дополнительного участка) под строительство запрашиваемого объекта;
2) о выдаче разрешения на использование участка, принадлежащего заявителю на праве собственности или землепользования, под строительство запрашиваемого объекта;
3) о выдаче разрешения на изменение существующих объектов.

В письменном заявлении лица, имеющего намерение осуществить новое строительство либо изменение существующего объекта, указываются:
- фамилия, имя, отчество, адрес и телефон заявителя, регистрационный номер налогоплательщика (РНН) – для физических лиц;
- наименование организации, государственный регистрационный номер, фамилия, имя, отчество руководителя, почтовый адрес и телефон, регистрационный номер налогоплательщика (РНН) – для юридических лиц;
- назначение и основные параметры намечаемого к строительству объекта (расчетная мощность, общая площадь, вместимость, пропускная способность и тому подобное);
- обоснование места предполагаемого (желаемого) размещения участка под новое строительство;
- адрес (местонахождение) существующего объекта (помещения, части здания или сооружения), подлежащего изменению, цель изменения и основные параметры намечаемого изменения.

Для получения разрешения на изменение существующих объектов к заявлению должна быть приложена нотариально засвидетельствованная копия документа, удостоверяющего право собственности заявителя на изменяемый объект, либо письменное согласие собственника (сособственников) объекта на намечаемое изменение и его параметры.

В случаях, если заявитель указывает конкретное место и размеры (границы) запрашиваемого земельного участка, то местные органы архитектуры и градостроительства вправе запросить у него упрощенные предпроектные материалы (эскизы), обосновывающие пожелание по месту расположения участка и основные параметры объекта, намеченного к строительству. При испрашивании земельного участка под строительство объектов предварительно осуществляется выбор земельного участка по поручению местных исполнительных органов.

Заявления о предоставлении земельного участка под строительство заявленного объекта либо о разрешении на использование под строительство участка, принадлежащего заявителю на праве собственности или землепользования, рассматриваются в сроки, установленные территориальными правилами застройки, но не более 10 календарных дней для субъектов малого предпринимательства и 30 календарных дней для остальных юридических и физических лиц с момента подачи заявления.

В случаях невозможности положительного решения о предоставлении земельного участка либо выдачи разрешения на использование под строительство земельного участка, принадлежащего заказчику на праве собственности или землепользования, местные исполнительные органы должны в течение десяти дней с момента обращения ответить заявителю (заказчику) мотивированным отказом с указанием норм (положений, условий, ограничений, сервитутов) законодательства, в противоречие с которыми вступает его намерение.

Решение местных исполнительных органов о предоставлении (прирезке) земельного участка (разрешение на использование имеющегося у заявителя участка) под новое строительство либо разрешение на изменение существующих объектов является основанием для составления и утверждения заказчиком либо застройщиком задания на проектирование и получение им технических условий на подключение к источникам инженерного и коммунального обеспечения. На основании заявления поставщики услуг по инженерному и коммунальному обеспечению должны в срок, не превышающий десяти календарных дней, ответить заявителю о выдаче технических условий в пределах запрашиваемых (расчетных) параметров либо отказать в выдаче технических условий в запрашиваемых параметрах.

По заявлению заказчика местные органы архитектуры и градостроительства в течение трех рабочих дней выдают заказчику либо его уполномоченному лицу (застройщику) архитектурно-планировочное задание на основании:
1) решения местных исполнительных органов о предоставлении (прирезке) земельного участка (разрешения на использование имеющегося участка) под новое строительство;
2) разрешения местных исполнительных органов на изменение существующих объектов для реконструкции (перепланировки, переоборудования);
3) утвержденного задания на проектирование;
4) технических условий на подключение к источникам инженерного и коммунального обеспечения.

В необходимых случаях заявитель прилагает дополнительные исходные материалы (данные), состав и объемы которых устанавливаются нормативными документами. Выданное архитектурно-планировочное задание означает разрешение на разработку проекта в установленном порядке. В случаях, когда для строительства нового или реконструкции существующего объекта не требуется отвода (прирезки) земельного участка, а также если отсутствует необходимость в подключении к источникам инженерного и коммунального обеспечения или увеличения нагрузок, то в архитектурно-планировочном задании делается соответствующая запись.

Не допускается установление в архитектурно-планировочном задании требований или условий на проведение экспертизы по проектам:
1) индивидуальных жилых домов, выполненных лицами, обладающими лицензиями, в соответствии с архитектурно-планировочным заданием местных органов (служб) архитектуры и градостроительства. Данное правило не распространяется на индивидуальное жилищное строительство в районах (зонах) повышенной сейсмической опасности или с иными особыми геологическими (гидрогеологическими) и геотехническими условиями, требующими специальных проектных решений и мероприятий при их реализации;
2) временных строений, жилых и бытовых помещений для сезонных работ и отгонного животноводства;
3) хозяйственно-бытовых построек на территории индивидуальных приусадебных участков, а также на участках садовых и огороднических товариществ (обществ);
4) благоустройства на приусадебных и дачных участках, не требующих изменения действующих инженерных сетей;
5) мобильных комплексов контейнерного и блочного исполнения, а также одноэтажных зданий (сооружений) для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, возводимых из сборно-разборных конструкций и не требующих согласования с санитарно-эпидемиологическими службами;
6) автостоянок открытого типа при количестве автомашин не более 50 единиц, а также гаражей с боксами не более чем на 2 автомашины;
7) перепланировок (переоборудования) помещений непроизводственного назначения, осуществляемых в существующих зданиях и не требующих изменения несущих конструкций; 8) защиты инженерных сетей от электрокоррозии;
9) капитального ремонта линейных инженерных сетей и сооружений на них, не требующих изменения их положения, отметок заложения, диаметра труб;
10) малых архитектурных форм и ограждений территорий;
11) открытых спортивных площадок, тротуаров, мощений вокруг зданий (сооружений);
12) ремонта и замены единиц технологического или инженерного оборудования, по которым исчерпан технологический ресурс и не требующих реконструкции или перепрофилирования предприятия (цеха).

Не допускается в архитектурно-планировочном задании установление требований по цветовому решению и использованию материалов отделки фасадов зданий (сооружений), а также их объемно-пространственному решению.

Разработанный в соответствии с заданием на проектирование и архитектурно-планировочным заданием проект до его утверждения проходит необходимые согласования с органами:
1) противопожарной службы;
2) санитарно-эпидемиологической службы;
3) экологической службы.

Утвержденный в установленном порядке проект (эскизный проект), согласованный с местными органами архитектуры и градостроительства, а также положительное заключение экспертизы являются основанием для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ. Выдача (обоснованный отказ в выдаче) разрешений на производство строительно-монтажных работ (на начало строительства) и их ежегодная пролонгация по стройкам производится:
1) уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства, осуществляющим государственный архитектурно-строительный контроль за качеством строительства объектов республиканского значения;
2) местным исполнительным органом области (города республиканского значения, столицы), осуществляющим государственный архитектурно-строительный контроль за качеством строительства объектов местного значения.

Следующий этап – получение разрешения на производство строительно-монтажных работ. Это разрешение выдается по заявлению заинтересованного лица, имеющего намерение осуществить новое строительство либо изменить существующий объект.

В письменном заявлении указываются:
1) фамилия, имя, отчество, адрес и телефон заявителя – для физических лиц;
2) наименование организации, государственный регистрационный номер, фамилия, имя, отчество руководителя, почтовый адрес и телефон – для юридических лиц;
3) назначение намечаемого к строительству объекта;
4) адрес (местонахождение) объекта, намечаемого к изменению, и цель изменения.

Также необходимо предоставить копии документов о предоставлении (разрешении на использование) земельного участка под строительство или о разрешении на изменение существующего объекта, выданных местными исполнительными органами, и согласованный и утвержденный в установленном порядке проект, а также положительное заключение экспертизы проекта. Получение разрешения является основанием к началу строительства планируемого объекта.

Разрешение на производство строительно-монтажных работ не требуется при:
1) реконструкции, перепланировке, переоборудовании, техническом перевооружении, капитальном ремонте объектов, осуществляемых в существующих границах земельного участка (территории, трассы) без изменения конструкций и функционального назначения;
2) капитальном ремонте дорожного покрытия и мощении улиц, площадей, проездов, возведении и обустройстве малых архитектурных форм, открытых декоративных бассейнов, фонтанов, устройстве городского оформления, элементов ландшафтной архитектуры и озеленения;
3) строительстве вспомогательных и подсобных строений временного назначения.

Подготовил Бахыт КАСЫМБЕКОВ.
Фото Фархата ШАМШИДИНОВА