В этой статье мы познакомим наших читателей с новыми подробностями предстоящей реконструкции южной столицы

Наше представление о том, что именно задумано построить в Алматы на месте домов, попадающих под снос, зачастую ограничивается объектами элитного жилья и индустрии развлечений. Создается впечатление, что застройка города напрямую зависит от прихоти инвестора и толщины его кошелька. Однако это не так. Генеральный план развития южной столицы до 2020 года предусматривает создание города-сада, центра международного бизнеса и туризма. О том, что запланировано построить по Генплану, многие могли узнать из соответствующего раздела на сайте акимата (www.almaty.kz). В этой статье мы познакомим наших читателей с новыми подробностями предстоящей реконструкции южной столицы.

По Генеральному плану город Алматы разбит на планировочные зоны. В каждой из этих зон на расчетный срок до 2020 года намечено свое развитие в соответствии с местоположением, условиями и ролью, которую они играют в общей планировочной структуре города. Внутри каждой планировочной зоны архитекторами были выявлены участки на территории города, потенциально пригодные для дальнейших градостроительных преобразований.

Район проспекта Райымбека – улицы Сатпаева – улицы Байтурсынова – реки Малая Алматинка традиционно называется «золотым». Здесь, в старом центре города, наиболее полно сохранилась историческая планировка, основу которой составляет прямоугольная сетка улиц. Поэтому для исторического центра Алматы введен ряд ограничений на новое строительство. Территории в районе пересечения улиц Гоголя – Байтурсынова, Кабанбай батыра – Зверева – Богенбай батыра – Кастеева, Фурманова – Калинина и некоторые другие улицы в соответствии с Генпланом развития города подлежат реконструкции. Самый близкий к реализации проект в центре – реконструкция площади Республики. Цель преобразований – сделать площадь местом отдыха, поэтому для транспорта здесь планируется тоннель.

В районе цирка и Казахского драматического театра имеются большие участки усадебной застройки, а также 2-3-этажная застройки, находящиеся в аварийном состоянии. Этот жилой фонд примыкает к важнейшим магистралям города. Поэтому здесь предполагается снос. Пройдет также реконструкция территории между «Атакентом» и рекой Большая Алматинка, проспекта Аль-Фараби и улицей Тимирязева.

По проспекту Райымбека, на месте которого в древности пролегал участок Великого Шелкового пути, будет создан комплекс архитектурных ансамблей, связанных с историей города Алматы. В программу познавательного туризма войдут историко-археологические памятники и памятники Верненского периода. Предполагается реконструкция Верненской крепости, Генеральным планом здесь намечено организовать Музей кочевой цивилизации и военного искусства.

Строительство культурно-туристического центра от Верненской крепости до автовокзала «Саяхат» задумано в средневековом стиле Центральной Азии. Здесь будут широко представлены все виды народного творчества, небольшие уютные кафе, рестораны, где можно отведать национальную кухню. Этот участок представляет собой стилизацию средневекового поселения – город ремесленников и торговцев. В этот комплексный проект входит и функционирующий уже торговый центр «Мерей», созданный на месте бывшей мебельной фабрики.

Далее идет железнодорожный вокзал «Алматы-2», где предполагается реконструкция с большим объемом пристройки к самому зданию вокзала в классическом стиле, расширение до ул. Желтоксан и создание там нового архитектурного ансамбля привокзальной площади международного класса. Западнее по проспекту Райымбека подобные градостроительные узлы будут размещены вплоть до улицы Саина.

Дальнейший рост города будет сопровождаться разветвлением системы общегородского центра. По основным направлениям роста города, на крупных транспортных узлах генеральным планом предусматривается организовать подцентры главного ядра города.

По Генеральному плану развития Алматы район ул. Тлендиева – Ташкентская – Т. Озала (ул. Баумана) попадает под реконструкцию. На пересечении пр. Абая с ул. Тлендиева будет организован многофункциональный центр. В районе пересечения пр. Абая с ул. Софьи Ковалевской есть поворотный участок, там запланирована высотная гостиница. По фронту проспекта Абая предполагается даже снос части старых панельных домов с включением чередующихся зеленых массивов, строительством новых торговых объектов и автопаркингов.

С развитием города в западном направлении, с расселением здесь значительной части населения на пересечении магистралей пр. Алтынсарина и пр. Абая предусматривается дальнейшее совершенствование и формирование многофункционального центра. Планируется снос и новая застройка по Толе би со строительством современного торгового центра на месте существующего тастакского базара.

Генеральным планом предлагается поэтапная комплексная реконструкция микрорайонов первого периода индустриального домостроения за счет капитального ремонта, перепланировки, надстройки и нового жилищного строительства взамен изношенного фонда. Общая площадь реконструируемого жилья и нового строительства должна составить на этой территории до 2020 г. 2 750 кв.м.

Разрабатывая Генплан, планировщики не ограничивались реконструкцией уже имеющихся ансамблей. Предполагается и создание новых районов: развитие Алматы в южном направлении. Проект детальной планировки этого района уже подготовлен. Тенденция развития города в южном направлении не новая, она была заложена еще в Генплане советского периода. Но сейчас южная территория – район особенно интенсивного развития, усилилось его значение в системе города.

Иветта ШУТОВА