Первоначально намеченные реконструкция районов и снос для строительства станций метро вдоль второй и третьей запроектированных линий метрополитена отменяются

Хотя Генеральным планом предусмотрено завершение строительства 3 линий метрополитена города Алматы, городская администрация решила отказаться от строительства метромонорельсовой системы и заменила ее на проект «Метротрамвай».

Весь проект алматинского метро обходился государству более чем в 1 млрд долларов. При этом пассажиропотоков, при которых целесообразно строительство метро, в Алматы нет, сам строящийся участок метро оказался не на основных направлениях, востребованных пассажирами. После углубленного расчета, видя малую эффективность проекта, потенциальные инвесторы от него отказывались. Поэтому было внесено предложение правительству – и оно было поддержано – после ввода в действие первой очереди метро создать единую сеть «Метротрамвай» общей протяженностью около 100 км. Этот проект, безусловно, экономически более выгоден как для муниципалитета, так и для пассажиров, и более практичен с точки зрения эксплуатации. Единая система «Метротрамвай» – это разветвленная взаимосвязанная трамвайная сеть, в которую будут вплетены строящиеся подземные тоннели.

Как известно, строительство метро в Алматы началось в конце 1980 годов. Строительство первой и, как теперь уже известно, единственной очереди метрополитена протяженностью 8.3 км с 7 станциями ведет АО «Алматыметрокурылыс». Линия метро соединит улицу Жарокова и проспект Райымбека. В настоящее время произведена пробивка подземных тоннелей на участке протяженностью более 3 км.Первая очередь первой линии алматинского метро с семью станциями протяженностью 8.3 км расположена под самыми оживленными частями города – проспектом Абая и улицей Фурманова. Она свяжет одной нитью несколько деловых районов города. Первая линия начнется от станции имени Райымбека (севернее пересечения проспекта Райымбека и улицы Фурманова), под улицей Фурманова до проспекта Абая и под проспектом Абая до улицы Жарокова. В Бостандыкском районе на некоторых участках метрополитен выйдет на поверхность.

Первоначально намеченные реконструкция районов и снос для строительства станций метро вдоль второй и третьей запроектированных линий метрополитена соответственно отменяются. Уточняем, что 2-я линия должна была пройти от Центрального парка отдыха под улицей Жибек жолы с дальнейшим смещением под улицу Гоголя, поворотом на улицу Ауэзова, затем вдоль проспекта Абая и дальнейшей трассировкой вдоль улицы Розыбакиева (с западной стороны) до улицы Торайгырова. А 3-я линия планировалась от станции им. Райымбека с трассировкой на север до железнодорожного вокзала Алматы I.

Проект строительства первой очереди метрополитена включен в Государственную программу развития города Алматы на 2003-2010 годы, которая утверждена Указом Президента Республики Казахстан №1019 от 10.03.2003 г. На эти цели в 2006 году предусмотрено 18 млрд тенге. Еще столько же планируется выделить на 2007 год.

Также в Алматы планируется внедрить два вида перевозок общественным транспортом – скоростным автобусно-троллейбусным (BRT) и легким рельсовым (LRT).

Современный трамвай, так называемый легкий рельсовый транспорт (LRT), в последние годы получил в мире существенное развитие. Современный трамвай – это трех-,пяти-,семисекционный поезд – надежный, обладающий высокой безопасностью, комфортабельный, с низким полом, красивым дизайном, превосходящим по размеру вагоны метро. Он прекрасно адаптируется к городской среде, работает и на скоростных магистралях, и под землей, и на эстакадах, успешно курсирует по узким, извилистым улицам, по пешеходным участкам, зонам отдыха. Такой трамвай появится и в Алматы.

В соответствии с проектом по проспекту Абая предполагается в первоочередном порядке внедрить системы BRT и одновременно с этим начать расчеты для строительства LRT. По улицам Толе би, Розыбакиева предполагается внедрить LRT, по проспекту Райымбека, улицам Тимирязева, Джандосова – BRT и в дальнейшем, по мере необходимости, систему LRT.

Под руководством и на средства британского Depfa-bank для реализации данного проекта будет создано предприятие, подконтрольное акимату, сообщил И. Тасмагамбетов. По окончании проекта в течение 12 лет Depfa-bank будет управлять предприятием для возврата вложенных средств. Предполагается, что стоимость проезда на маршрутах новой скоростной системы составит около 50 тенге.

8 октября на заседании Градостроительного совета аким Алматы Имангали Тасмагамбетов сказал, что строительство первой ветки алматинского метрополитена, протяженностью 8.3 км будет завершено в 2008 году: «Метрополитен действительно в 2008 году будет сдан. В этом уже сомнений не должно быть».

Члены Градостроительного совета обсудили проект здания инженерного корпуса по обслуживанию метрополитена Алматы, для строительства которого выделен земельный участок площадью 4.1 тыс. кв.м в районе пересечения улиц Панфилова и Гоголя. Начало строительства этого объекта предусмотрено на 2006 год.

Иветта ШУТОВА