Если взглянуть на генеральный план развития южной столицы, то можно увидеть множество свободных от застройки пятен. Кому принадлежат пустующие земли и можно ли их купить?
«Крыша» обратилась в Управление земельных отношений г. Алматы и узнала, в какую сумму сегодня обойдётся выкуп участка у государства.

Начнём с не очень радостной новости для тех, кто надеялся, что в мегаполисе полно свободных земель. По данным УЗО, таковых в Алматы нет. Все земли выкуплены либо сданы в аренду.

Огромные незастроенные площадки давно оформлены в частную собственность. Кроме того, согласно генплану развития города, на все оставшиеся свободные от застройки территории у властей есть свои планы: эти земли предназначены для строительства дорог, развязок, многоэтажных жилых комплексов и социальных объектов.

В итоге приобрести земельный участок в Алматы сегодня можно только одним способом — перекупить его у нынешнего собственника, то есть на вторичном рынке.

Важный нюанс

У нынешних арендаторов есть возможность стать полноправными владельцами земли, взятой в долгосрочную аренду (от 5 до 49 лет). Для этого необходимо обратиться с заявлением в акимат по месту нахождения участка. Причём, как нам рассказали специалисты, бывают случаи, когда полностью выкупить его невозможно, но допускается приобретение определённой части.

Не получится выкупить участок, расположенный на землях общего пользования, а также если он не соответствует градостроительным нормам и правилам (минимальное расстояние от постройки до красных линий, инженерных коммуникаций и водоохранных полос составляет 35 метров).

Цена выкупа — 6 200 тенге за квадрат

Предоставление земли в частную собственность осуществляется на платной основе. Как известно, существует два вида стоимости — кадастровая (устанавливаемая государством), которая в некоторых случаях значительно отстаёт от конъюнктуры рынка, и рыночная. В данном случае мы рассматриваем первую.

Базовая ставка по выкупу участков в Алматы на сегодняшний день составляет 6 200 тенге за 1 кв. м земли. Но это не конечная стоимость. При её определении базовая ставка умножается на поправочный коэффициент (зависит от местоположения участка и границ ценового зонирования земель). Чем элитнее расположение участка, тем он выше: минимальный — 0.68, максимальный — 1.5.

Так, например, поправочный коэффициент на земельный участок, расположенный на пересечении улиц Толе би и Фурманова (Алмалинский район), равен 1.5. Это первая ценовая зона. С учётом данного коэффициента расчёт кадастровой стоимости выкупа выглядит так: 1м2×6 200×1.5 = 9 300 тенге.

Всеми работами по идентификации участка по кадастровой документации, утверждению оценочной стоимости и подготовке проекта решения о предоставлении права частной собственности на участок занимается управление земельных отношений. После положительного решения Земельной комиссии Алматы и принятия постановления акимата города о выкупе в частную собственность рассматриваемого участка УЗО составляет и подписывает с покупателем договор купли-продажи. Этот договор и документ об уплате выкупной цены являются основанием для выдачи госакта.

Официальную информацию о правообладателе земельного участка можно получить в ЦОНе, обратившись с соответствующим заявлением.

Частники просят за участки в 20 раз больше

Частные владельцы земельных участков продают их по рыночной стоимости, которая порой гораздо выше кадастровой. Наценка, как правило, составляет минимум 100 %.
К примеру, владелец земельного участка площадью 20 соток на пересечении проспекта Аль-Фараби и улицы Водозаборная просит 288 млн тенге (14.4 млн за сотку). Если представить, что сейчас этот участок принадлежит государству, то его можно было бы выкупить по цене 930 тысяч тенге за сотку или 18.6 млн за весь участок (учитывая коэффициент 1.5).
Ещё один пример: в мкр «Калкаман-2» на продажу выставлена земля площадью 12 соток за 24 млн тенге. Этому району присуждён пятый коэффицент — 0.87. Таким образом, выкупить данный участок у государства можно было бы за 6.4 млн тенге.

На сегодняшний день на нашем портале размещено более 13 тысяч объявлений о продаже земельных участков, из них около 4 тысяч с целевым назначением ИЖС. На Алматы и Алматинскую область приходится примерно 45 % таковых. Ценовой диапазон — от 120 000 до 15 млн тенге за одну сотку.

Самые дорогие участки, выставленные на продажу, расположены в Бостандыкском районе: пр. Аль-Фараби, пр. Достык, р-н Ремизовки, ул. Навои, мкр «Юбилейный», «Баганашыл». Минимальная запрашиваемая стоимость составляет 7 млн тенге за сотку. Самые недорогие участки расположены в Алатауском районе, это мкр «Коккайнар», «Акжар», «Улан», «Таусамалы». Здесь можно приобрести участок по цене от 120 до 500 тысяч тенге за сотку. Такие же цены на некогда дачные участки, переоформленные под ИЖС, в Медеуском и Наурызбайском районах.

Более 400 га могут вернуть в собственность города

В прошлом году по поручению главы государства акимат южной столицы провёл масштабную работу по инвентаризации земель. В итоге было выявлено 602 земельных участка (площадью 405 га), не используемых по назначению. Более половины из них принадлежат банкам (241 участок), чуть меньше оформлены на юридические (203) и физические лица (158).

Как пояснили «Крыше» в УЗО, в настоящее время на основании статей 92, 94 Земельного кодекса РК Департаментом юстиции города Алматы на эти участки наложены ограничения и направлены предписания о необходимости освоения земельных участков в соответствии с целевым назначением.
В случае дальнейшего неиспользования данные земли на основании решения судов будут выставлены на торги новым потенциальным застройщикам для осуществления строительства современных проектов, включающих все требуемые по генеральному плану паркинги и объекты социально-культурного назначения.

Земельный фонд города в настоящее время составляет 68.35 тысячи гектаров. Чуть более 30 тысяч из них занимают населённые пункты, 9 тысяч отданы под сельхозугодья, почти 6 тысяч — под промышленность, транспорт (дороги, магистрали) и оборону, 0.6 тыс. — под водные объекты (в том числе водоохранные зоны). Остальные земли (22.8 га) относятся к категории особо охраняемых природных территорий оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.