Ранее в статье «Регистрируем права на недвижимость» мы писали о том, какие виды прав подлежат государственной регистрации, о порядке и сроках данной процедуры, а также, почему уполномоченный орган может отказать в приеме документов. Сегодня мы ответим на следующие вопросы наших читателей: какие выдвигаются требования к документам, предъявляемым к государственной регистрации, для чего нужна их проверка, а также как исправить ошибки, допущенные при регистрации прав.


Итак, правоустанавливающие и другие документы, подтверждающие права на недвижимое имущество и иные объекты государственной регистрации, должны соответствовать требованиям законодательства Республики Казахстан, предъявляемым к ним на момент регистрации, за исключением прав, не подлежащих обязательной государственной регистрации, а также ранее возникших прав. Документы, подтверждающие возникновение, изменение или прекращение прав на недвижимое имущество и иных объектов государственной регистрации, должны быть надлежащим образом оформлены, в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, скреплены печатью, выполнены на специальных бланках, иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. Документы, исходящие от судов, правоохранительных и иных государственных органов, должны быть выполнены в форме, предъявляемой для соответствующих документов. В случаях, установленных законодательными актами, правоустанавливающие и иные документы должны быть удостоверены в нотариальном порядке.

Не принимаются на госрегистрацию документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова или иные неоговоренные исправления, а также документы, исполненные карандашом. Правоустанавливающие документы должны содержать сведения о правообладателях, вносимые в регистрационный лист, о виде регистрируемого права, а также необходимые для целей ведения правового кадастра данные об объекте недвижимости.

Форма уведомления для внесения в регистрационные документы соответствующих записей (о невыполнении обязательства, о намерении оспорить производимую регистрацию или зарегистрированное право и т. д.) должна соответствовать требованиям, установленным уполномоченным органом.

Документы, подтверждающие возникновение, изменение и прекращение прав на недвижимое имущество и иные объекты государственной регистрации, предоставляются в регистрирующий орган в двух экземплярах, один из которых является подлинником или нотариально удостоверенной копией. В тех случаях, когда правоустанавливающим документом является судебный акт, и в иных случаях, когда правообладателю не выдается подлинник документа, для регистрации предоставляются две удостоверенные копии такого документа.

При регистрации прав, устанавливаемых на часть недвижимого имущества, правоустанавливающий документ (например, договор об аренде, сервитутах, безвозмездном пользовании имуществом) должен содержать подробное описание части имущества, являющейся сферой распространения права (обременения права).

В необходимых случаях к заявлению должен быть приложен технический паспорт или идентификационный документ, на котором показана часть недвижимости, являющаяся объектом права. При залоге части недвижимого имущества план деления объекта на случай отчуждения предмета залога в связи с неисполнением обязательства должен быть одобрен органом, осуществляющим деление или слияние данного объекта недвижимости.

Проверка документов осуществляется в целях установления соответствия предоставленных на регистрацию документов, а также субъектов и объектов правоотношений, вида права или обременения права на недвижимое имущество, оснований их возникновения, изменения, прекращения требованиям законодательства. По результатам проверки регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации, приостановлении либо отказе в государственной регистрации и делает соответствующую отметку на заявлении с указанием фамилии, имени, отчества ответственного работника регистрирующего органа, проводившего проверку, а также даты ее проведения.

Ошибки, допущенные при регистрации, не изменяющие принадлежность, характер или содержание зарегистрированного права, могут быть исправлены регистрирующим органом по собственной инициативе с письменным уведомлением всех заинтересованных сторон.

Отметка об уведомлении ставится в регистрационном листе. Копии уведомлений подлежат хранению в регистрационном деле. Любое лицо, интересы которого нарушаются в результате допущенных при регистрации ошибок, при отказе регистрирующего органа внести соответствующие исправления в регистрационные документы может обратиться в суд с заявлением о внесении исправлений на основании решения суда.

Если исправление ошибок влияет на принадлежность, характер или содержание зарегистрированного права, заинтересованные лица должны быть уведомлены о необходимости внесения таких исправлений. Внесение исправлений в указанных случаях допускается только при наличии письменного согласия всех заинтересованных лиц, удостоверенных нотариально или поданных в регистрирующий орган лично. В тех случаях, когда заинтересованные лица отказали в даче согласия на внесение исправлений или не дали ответ в течение одного месяца с момента получения уведомления, регистрирующий орган должен обратиться в суд для вынесения решения о внесении исправлений.

Если регистрация была произведена на основании документа, выданного государственным органом, и исправления касаются сведений, указанных в этом документе, исправление ошибок допускается при условии внесения этим органом соответствующих изменений в такой документ.


Подготовил Фархат Шамшидинов.

Написать автору